Путешествие по Подмосковью (блог передачи): Новый Иерусалим: выставка Константина Горбатова

В музейном комплексе Нового Иерусалима открыта значительная экспозиция работ Константина Горбатова. Впервые зрители могут увидеть более ста произведений художника, что стало возможным благодаря межмузейному сотрудничеству. В выставке участвуют Русский музей, Третьяковская галерея, Музей политической истории России, театральные музеи Москвы и Санкт-Петербурга, а также учреждения из Архангельска, Владимира, Серпухова, Саратова, Самары и Химок. В самом Новом Иерусалиме представлено множество полотен Горбатова, в основном относящихся к его эмигрантскому периоду. Эти работы попали в СССР после войны по завещанию художника и уже ранее были продемонстрированы на выставке, где основное внимание было уделено видам Италии.

Что нового в текущей экспозиции? Благодаря участию различных музеев и коллекционеров зрители имеют возможность увидеть не только поздние, но и ранние работы Горбатова. Образование художника было традиционным. В родной Самаре он начал учиться у выпускника Академии художеств, затем продолжил обучение в петербургской Академии, где первоначально попытался освоить архитектурное отделение, а вскоре перевелся на живопись, выбрав пейзажный класс. К архитектуре в своих пейзажах Горбатов относился с неизменным интересом, хотя в его творчестве также встречаются натюрморты, интерьеры и портреты, отражающие разнообразие его тем — от ростральных колонн до простых деревенских изб.

Работы Горбатова, созданные в 1900-х годах, относятся к периоду его академического ученичества. Это завершилось не только вступлением в «передвижники», но и получением права на заграничную поездку. В 1912 году он путешествует по югу Европы, и особенно его привлекает Италия — в частности, остров Капри, к которому он возвращался неоднократно. Значительные изменения происходят в его российской живописи после поездки, где он запечатлел редкий для себя интерьер Академии художеств в Санкт-Петербурге, а также сильно итальянистый «Гурзуф». В это время в России происходит революция, и для Горбатова, чья жизнь в искусстве не имела большой политической окраски, эти события стали неожиданными.

Художник продолжает работать в Академии художеств и создает декорации для театра. Его пейзажи в основном отображают Петроград и его окрестности, но, как правило, они имеют «старорежимный» характер — с покосившимися избушками и церквями, что не способствовало его сближению с новой властью. В 1922 году Горбатов уезжает в Берлин по командировке от Академии и больше не возвращается. Его жизнь проходит между Берлином, где формируется значительная колония русской интеллигенции, и любимой Италией. Интересно, что в архиве Горбатова практически нет берлинских видов, лишь работа, изображающая город Галль в австрийском Тироле, и много пейзажей Палестины, включая Иерусалим. Но, несмотря на европейский период, Горбатов продолжает включать в свои работы и привычные русские элементы — березки, капустные поля, церкви и избы.

Символом его настроения вдали от России можно считать работу «Потонувший град Китеж». Выставка работ Константина Горбатова в Музее Нового Иерусалима продлится до декабря. Также в Новом Иерусалиме продлена до середины июля выставка «Возвращение в усадьбу», а также запланирован летний музыкальный фестиваль. Все подробности можно найти на музейном сайте. Надеемся на успешное проведение всех мероприятий.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы