В истории медицины альтруизм и гуманность нередко соседствуют с жадностью и корыстью. Так, жадность знаменитой акушерской семьи Чемберленов задержала широкое применение акушерских щипцов в медицине на 150 лет. Эта уникальная история, впервые изложенная на русском языке, была описана в 1907 году в Руководстве по изучению акушерства:
“…Если в научных вопросах просительная боязнь новизны, страх перед крушением укоренившихся издавна, излюбленных воззрений долго задерживали прогресс, то на практическом поприще самое позорное любостяжание помешало открытию важнейшего акушерского инструмента — щипцов. В весьма совершенном виде щипцы уже с начала 17-го века находились в обладании английской врачебной фамилии Чемберленов (Chamberlen). Изобретателем их, вероятно, является, на основании тщательных изысканий Aveling’а, Peter Chamberlen (старший), который, будучи членом ‘Barber Surgeons Company’, практиковал в Лондоне и делил доходы и почести от своего секрета со своим братом Петром (младшим). Он скончался в 1631 году, оставив это наследство своему сыну, д-ру Peter Chamberlen’у.
Доктор Питер Чемберлен, добившийся должности лейб-медика при трех королях и королевах, часто сталкивался со своими коллегами из-за своего практического подхода. Тайна конструкции щипцов хранилась в семье Чемберленов более ста пятидесяти лет. Братья прибегали к серьёзным ухищрениям для сохранения секрета инструмента. Когда они приходили к роженице, то приносили с собой огромный деревянный ящик, в котором якобы находилось ‘секретное изобретение’. Роженице завязывали глаза, а всех родственников изгоняли в другую комнату. Они слышали странные звуки работающего механизма, всевозможные звоночки и удары, пока не раздавался, наконец, крик младенца.
Mauriceau сообщает в своих Observations (№ XXVI), что во время пребывания в Париже в августе 1670 года он вызвался помочь старой первороженнице с узким тазом, на которой сам безуспешно пробовал своё искусство в течение восьми дней. Chamberlen работал три часа и не добился успеха; женщина скончалась через сутки после родов, а вскрытие показало множество разрывов матки, произошедших от инструментов Chamberlen’а. После этой неудачи речь о продаже секрета, который Chamberlen предлагал лейб-медику короля за 10 000 талеров, уже не шла.
Chamberlen вернулся в Лондон, где его переводы произведений Mauriceau принесли ему популярность и обширную практику. Однако беспокойный дух его отца, похоже, передался и ему; когда основанное им банковское предприятие разорилось, он был вынужден бежать в Голландию из-за долгов. Там он продал щипцы Roonhuysen’у, от которого они перешли к медико-фармацевтической коллегии в Амстердаме, которая, в свою очередь, барышничала инструментом и разрешала заниматься акушерством лишь тем врачам, которые за дорогую плату купили секрет. В довершение всего, когда двое врачей приобрели этот секрет, оказалось, что они были обмануты — им продали только половину щипцов, рычаг!”
Из Bumm E. Руководство к изучению акушерства. Пер. с нем. Островского В.М. СПб типография журнала «Практическая Медицина». 1907 С. 9 — 10. Оригинал
