«Операция «Арго» — в этот раз интуиция меня подвела

Я вдвойне расстроена. Во-первых, всегда обидно, когда фильм не оправдывает твоих надежд. Во-вторых, меня крайне изумляет факт, что пока не написано ни одного критического отзыва о фильме — ни от кинокритиков, ни в блогосфере. Такое единодушие слегка смущает и настораживает. В таких случаях начинаешь подозревать, а не с проплаченной ли рекламой мы имеем дело? Не верю, что умнейшие и чувствительные к фальши Кичин и Гладильщиков, уверяющие нас вслед за мировой кинокритикой, что Оскар 2012 года уже у Бена Аффлека в кармане, и никакие другие варианты даже не обсуждаются, пишут это всерьез.

Ибо «Операция «Арго» с художественной точки зрения фильм весьма средненький, если не сказать слабенький. С точки зрения соответствия историческим реалиям и идеологического месседжа он очень сомнителен и спорен. То, что он на ура проходит в Штатах, неудивительно — картина американская и снята для американского зрителя. Наличествует весь набор примитивных штампов и бинарных представлений о мире. Любая сусально-патриотическая пропаганда подходит для дидактической демонстрации американским школьникам, но во всем остальном мире смотрится слегка странно.

Изумление критиков, мол, как из неважного актера Аффлека получился первостатейный режиссер, тоже выглядит крайне фальшиво. В режиссуре Аффлек такая же бездарь, как и в актерском ремесле. Актер он совершенно пластмассовый, и на протяжении всего двухчасового хронометража ленты ни один мускул его лица — восковой маски не шевелится. Разумеется, не знающий истории и не могущий показать Иран на карте американский тинейджер будет в восторге: Соединенные Штаты всех победили и всех спасли, а декорации в данном случае значения не имеют — что Иран, что лунная или марсианская поверхность.

На самом же деле эпопея по вызволению своих сограждан из охваченного Зелёной революцией Ирана воспринимается американскими спецслужбами как одна из позорных страниц, а вовсе не триумфальных. В формулировке темы режиссером заведомо содержится некое лукавство. В картине освещена лишь успешная операция по вызволению шести человек, укрывшихся в канадском посольстве, за которую Тони Мендес был обласкан. При этом о главной операции «Коготь», закончившейся полным провалом, не сказано — остальные 50 с лишним сотрудников американского посольства оставались в заложниках больше года, почти 450 дней.

Ничего, кроме возмущения и обиды за историческую истину, не оставляют финальные титры, где сообщается, что операция по спасению американских граждан есть блестящий пример традиционного сотрудничества правительств США и Канады. Создатели фильма от имени Штатов благодарят Канаду за помощь. Действительно, канадский посол, рискуя, больше месяца предоставлял беглецам убежище вплоть до собственного отъезда из страны. Этим, собственно, роль Канады в деле и исчерпывалась. А вот упомянуть страну, благодаря которой все заложники действительно целыми и невредимыми вернулись домой, создатели фильма не удосужились. Алжир, который вел сложные и утомительные переговоры с иранской стороной, не был упомянут.

Как говорится, маленькая ложь рождает большое недоверие, а такая крупная и принципиальная мешает воспринимать фильм всерьез. Историческая правда по-американски, что уж там. Спасибо хоть, киношные руководители ЦРУ признали собственную роль в свержении Мосаддыка и ликвидации демократических преобразований в Иране. Документальный видеоряд, предваряющий фильм, расставляет на удивление правильные акценты — спасибо привлеченным консультантам, ибо от американских киношников обычно сложно добиться более внятного объяснения исторических процессов.

Документальная хроника дает исчерпывающее объяснение вмешательству американцев во внутрииранские дела — национализация Мосаддыком нефтяных месторождений и изгнание иностранных концессионеров. А теперь вспомните прошлогоднюю историю с Ливией, и всё становится на свои места. По понятным причинам, фильм снимался в Стамбуле с применением комбинированных видовых съемок Тегерана. Для непосвященного зрителя все ближневосточные рынки и базары на одно лицо, но я, например, сразу с первых минут рискованной прогулки героев фильма инкогнито по «тегеранскому рынку», чуть на весь кинозал не крикнула «Капалы Чарши!»

Спасибо, хоть ассортимент винтажный выставили, а не китайские мягкие игрушки и айфоны. К визуальной достоверности, повторяю, претензий очень мало, а те, что есть, носят вынужденный характер. В многочисленных интервью Аффлек подчеркивает, что стремился уходить от обычной бинарности и американоцентричного видения мира. Стремление более чем похвальное, но уйти не получилось. Персы в «Операции «Арго» практически ничем не отличаются от обитателей «Планеты обезьян» — примитивные кровожадные фанатики противопоставлены утонченным и симпатичным американцам.

Справедливости ради стоит сказать, что и бравые представители американских спецслужб выглядят либо безлико, либо карикатурно. Возможно, Аффлек этого напрямую не добивался, но так само вышло. Зато выделяется ряд искрометных ролей, изображающих мир Голливуда — продюсеры, драматурги В-сериалов и мыльных опер, лузеры, аферисты и закомплексованные парвеню. Аффлек снимает хорошо то, что ему близко и знакомо. С другой, некиношной средой, у него отношения натянутые и явно не на «ты». Выше всяких похвал Алан Аркин и Джон Гудмен в роли окологолливудских жуликов, хорош Тейт Донован в роли одного из шести заложников, про остальных же сказать решительно нечего.

Ну и главный конфуз фильма — сам Аффлек. Ну почему, почему бездарные режиссеры еще и снимают сами себя в главных ролях?

Оцените статью
Ритм Москвы