Ещё во время фестиваля «2 в 1» жители Давлетьярова пригласили меня на предпремьерный показ нового фильма «Стальная бабочка». Однако, по времени не сложилось. Вчера раздался звонок — пригласили на премьеру в «Октябрь». «Стальная бабочка» всё ещё ждала меня.
Пока публика наслаждалась проходом звезд и съемочной группы по красной дорожке, я внимательно наблюдала за молодой хрупкой Дашей Мельниковой, напоминающей выпускницу вагановского балетного училища. Я пыталась понять, как ей удалось так органично и точно перевоплотиться в Чуму, грозу московских подвалов. Имя этой девушки стоит запомнить — её ждёт большое будущее.
Мельниковой 20 лет, её героине — 15-16. В таком возрасте каждый год имеет значение, и полноценное перевоплощение, вплоть до нюансов — походки, жестов, интонаций, тембра голоса — просто удивительно.
Стальная бабочка — это нож-выкидушка, который всегда при себе носит Чума — беглая из спецприемника, собравшая стайку беспризорников, занимающихся гоп-стопом и воровством. И именно эта стальная бабочка, а не милиция, которая, как оказывается, никого не бережет, в конечном итоге спасает Чуме жизнь.
Попавшись в очередной раз на грабеже, Чума оказывается перед выбором: либо вернуться в приемник (в перспективе и в колонию, куда её с удовольствием упечёт инспектор по делам несовершеннолетних, роль Елены Галибиной), либо поступить в полное распоряжение ментов, поглощенных ловлей Измайловского маньяка, и играть под чутким руководством оперуполномоченного Ханина рискованную роль живой наживки.
Для опера Ханина поимка извращенца — вопрос чести и карьеры, а для Чумы — это возможность сохранить личную свободу. В дальнейшем Чума, королева подворотен, влюбляется в мента, и детектив-триллер перерастает в психологическую и социальную драму.
Вопреки ожиданиям, картина оказалась удачной — с одной стороны, доброй и не пошлой, с другой — реалистичной и нефальшивой. Рецептов успеха несколько, в том числе сценарист Юрий Коротков, прекрасно разбирающийся в возрастной психологии и конфликте поколений.
События развиваются предсказуемо. Именно отсутствие неожиданностей, а не начальный титр «основано на реальных событиях» делает историю документально правдоподобной. Коротковский «открытый финал» позволяет зрителю вообразить дальнейшую судьбу героини неисчерпаемо.
Что именно подразумевается под реальной историей — вопрос любопытный. Действительно, маньяки существуют и время от времени кого-то убивают, и, возможно, авторы имели в виду совсем не это. То, что убийцей оказывается мент-оперативник из группы, не вызывая, кстати, воспоминаний о судьбе измайловского маньяка — тоже загадка.
Что касается беспризорников, которых менты используют в качестве приманок, или инспекторов, сливающих беглых детдомовок сутенерам, реальность эта весьма неприглядна. Тем не менее, главные опасения не оправдались, за что авторам стоит отдать должное.
Я опасалась, что отношения между Чумой и Ханиным перерастут в эротические. Но, к счастью, этого не произошло, иначе фильм потерял бы обаяние. За то, что Ханин стряхивает с себя наглую малолетку и дает ей пинка, спасибо авторам.
Отсутствие хэппи-энда тоже радует. Я боялась, что Ханин не сдаст Чуму в приемник, а выгонит свою лахудру-продавщицу, и они заживут долго и счастливо. К счастью, ничего этого нет — только жизнь с её реалиями.
Отдельно стоит похвалить кастинг. Про фантастическую Дашу Мельникову уже говорила. Дарья Мороз тоже оказалась социальной пластичной и органичной, играя как тургеневскую девушку, так и продавщицу попкорна. Мужская половина аудитории будет вздыхать при одном взгляде на опер Ханина — роль Анатолия Белого, потрясающего театрального актера, безусловно, достойна внимания.
С Белым у меня вышел забавный конфуз: любуясь его красотой, я внезапно узнала, что он — Вайсман. Что ж, лучшего стёба над нашими националистами не придумать. Фильм к просмотру настоятельно рекомендуется.