Возможно, на днях мы стали свидетелями кардинального поворота в индийско-китайских отношениях, который может создать принципиально новые уравнения баланса сил в азиатском регионе. Однако пока что мы можем говорить лишь о потенциале такого изменения, который будет зависеть от множества событий внутри обеих стран и их взаимодействия с внешним миром.
14 июля в Пекине состоялась встреча члена Политбюро и Секретариата ЦК Коммунистической партии Китая, заведующего Отделом ЦК КПК по организационной работе Ли Юаньчао и ведущего китайского дипломата, члена Госсовета КНР Дай Бинго с делегацией Коммунистической партии Индии, возглавляемой Ситарамом Ячури. В ходе встречи было заявлено о готовности Китая поддержать Индию в её стремлениях к статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН в рамках реформы организации. Дай Бинго отметил, что Китай не против заявки Индии на место в Совете, однако его нежелание публично озвучивать эту поддержку связано с решением Индии выдвинуться вместе с Японией, Германией и Бразилией в рамках группы «G4». Он также подчеркнул, что КНР не сможет принять членство Японии в Совете по причинам «исторического багажа».
Кроме того, Дай Бинго разъяснил, что Китай готов отказаться от особых отношений с Пакистаном, если это будет мешать улучшению отношений с Индией, уточнив, что китайское присутствие в контролируемой Пакистаном части Кашмира ограничивается гуманитарной помощью после стихийного бедствия.
Эта встреча может быть реакцией на недавнюю встречу президента США Барака Обамы с Далай-ламой, что указывает на усталость Китая от постоянных попыток США наносить ущерб КНР в различных областях. В Китае уверены, что встреча Обамы с Далай-ламой наносит «урон ключевым интересам китайской стороны и ухудшает китайско-американские отношения», что, конечно, затрагивает «чувства китайского народа». Главная газета КПК, Женьминь Жибао, комментируя слова предшественника Обамы, утверждает, что для Китая важно не как его воспринимают в США, а сможет ли Америка рассматривать Китай как равноправного партнера.
Женьминь Жибао подчеркивает, что препятствия в китайско-американских отношениях складываются не из-за недостатка прозрачности китайской армии или агрессивной позиции, а из-за скрытых интересов США. «Любая страна, уважая другие государства, получит ответное уважение», — говорится в статье. Так, вопросы Южно-китайского моря показали сложность политики США: вместо устранения конфликтов, они пытались извлечь выгоду из них.
КНР больше не может оставаться в тени и ей необходимы союзники. Ли Юаньчао подчеркнул, что как две крупные развивающиеся страны, Китай и Индия обладают множеством общих интересов. Укрепление двустороннего добрососедства и сотрудничества имеет важное значение для поддержания мира и стабильности в обеих странах и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.
Сегодня Китай — это не изолированная экономика, а одна из ведущих торговых наций мира. Не исключено, что в ближайшие десятилетия Китай и Индия могут превзойти США по абсолютному размеру ВВП. Оба государства стремятся занять доминирующую роль в Южной Азии, однако их интересы могут существенно расходиться, что является нормальной дипломатической практикой. Тем не менее, шаг Китая в сторону Индии в вопросе постоянного членства в Совбезе ООН может иметь судьбоносные последствия.
Экономические связи между двумя странами стремительно развиваются: Китай является крупнейшим торговым партнером Индии, а Индия занимает десятую позицию в списке партнеров КНР. По прогнозам, объём торгового оборота, который в настоящее время превышает 60 миллиардов долларов, к 2015 году удвоится. Важно, что рынки Китая и Индии в совокупности превышают другие, а внутренний спрос на этих рынках продолжает расти.
Модернизационные программы в обеих странах развивались в различных направлениях, что привело к тому, что индийские и китайские компании практически не соперничают друг с другом на мировых рынках, за исключением сферы поставок нефти. Также укрепляется сотрудничество в области культуры и образования: индийское правительство недавно признало дипломы медицинских вузов Китая.
2011 год уже не 1962, когда произошел индийско-китайский вооружённый конфликт. США, находящиеся в преддефолтном состоянии, не могут просто «продавить» свои интересы, а Советский Союз прекратил свое существование как один из двух полюсов мировой политики.
В индийской внешнеполитической культуре долгое время преобладала концепция Химерики – картина мира, основанная на противостоянии США и Китая, что обсуждалось как «большая двойка» (G-2). Индийский истеблишмент, желающий стать regional или даже мировой сверхдержавой, пытается предотвратить создание двухполярного мира, воспринимая Китай как более близкую угрозу и опасного конкурента.