Звезды не боятся, что их примут за светлячков. Р. Тагор.
30 июня 2011 года парламент Бангладеш после длительных дебатов утвердил Пятнадцатую поправку к Конституции республики, восстановив некоторые из базовых положений первоначальной Хартии 1972 года, зафиксировавших фундаментальные ее принципы — демократию, национализм, социализм и секуляризм. Военное и псевдогражданское правление постепенно отказались от этих принципов, но именно под их знаменами началась Освободительная война 1971 года против Пакистана, в которой, по некоторым оценкам, три миллиона бенгальцев погибли, а многие подверглись пыткам.
В северной Индии всегда доминировали две культуры, а некоторые даже называют их двумя цивилизациями — бенгальской и хиндустани (хинди и урду, а также меньшие их диалекты, такие как пенджабский и гурмукхи). Несмотря на то, что хиндустани и бенгальский языки и культуры близкородственные, разница между ними для постороннего наблюдателя разительна. Урду-культура — это культура воинов и аристократов, тогда как бенгальская культура представляет собой культуру рафинированных интеллектуалов и талантливых мастеровых.
Британские колонизаторы, после восстания сипаев в 1857 году, официально приняли доктрину о наличии в Индии народов, способных и неспособных к военной службе в Индийской имперской армии. Пенджабцы, говорящие на одном из диалектов хиндустани, составляли костяк британских вооруженных сил, в то время как бенгальцев оттуда исключали. Социалисты из партии Самаджвади, борющиеся за роль языка хинди в индийском парламенте (где рабочим языком на практике является английский), с горечью замечают, что парламентарии стесняются считать хинди простонародным и «низким», в то время как бенгали звучат в коридорах парламента гораздо чаще.
Независимо мыслящие образованные индийцы любят повторять парадокс, что кино на хинди отсутствует, поскольку поэтический язык Болливуда на самом деле — это урду с его персидской возвышенностью и развитой поэтикой. В то время как бенгальское кино представляет собой великую реалистическую киношколу, которая включена в обязательную программу всех американских киновузов. Великий режиссер Сатьяджит Рей, отказавшийся снимать в Голливуде, тем не менее, получил Оскар за совокупность заслуг, а его конкурент Мринал Сен — Серебряного Медведя на Берлинском кинофестивале и приз жюри в Каннах.
Рабиндранат Тагор, лауреат Нобелевской премии по литературе и автор гимна Индии (на санскрите), был бенгальцем. Его бенгальскими стихами до сих пор влюбленные юноши объясняются в любви своим подружкам. Изначально светский Бангладеш после убийства основателя республики Шейха Муджибура Рахмана в 1975 году стал свидетелем того, как военные и псевдогражданские правители вносили изменения в Конституцию для удовлетворения своих политических нужд, что превратило страну в исламистское государство.
После страшного голода 1974 года, вызванного наводнением, и убийства Шейха Муджибура Рахмана, новое правительство начало проводить антисоветскую и антииндийскую внешнюю политику, а также либеральную экономическую и исламистскую внутреннюю политику. Важно отметить, что в это время в индийской Западной Бенгалии пришедший к власти Левый фронт во главе с коммунистами проводил свою аграрную реформу, оказавшуюся на удивление эффективной. Пример Западной Бенгалии стал маяком для обездоленных в Бангладеш, что привело к массовым пересечениям границы.
В 1977 году череда военных переворотов закончилась приходом к власти в Бангладеш генерала Зии Зиаура Рахмана при поддержке США и Китая. Он начал проводить политику экономических реформ в американском стиле и умеренной исламизации страны, противопоставленной курсу Муджибура на секуляризацию. Следующий глава страны, генерал Хуссейн Мухаммед Эршад, продолжил и углубил эту политику, фактически отказываясь от светских устоев республики.
Зиаур Рахман в 1970-е годы и Эршад в 1980-е посредством Пятой и Восьмой поправок к Конституции отказались от светских принципов. Зиаур Рахман, основатель Националистической Партии Бангладеш (НПБ), восстановил права религиозных партий, позволяя активность подозреваемых в военных преступлениях. Эршад в 1988 году формально сделал ислам государственной религией, подрывая многоконфессиональное общество, основанное на терпимости, существовавшее на протяжении веков.
Эти изменения привели к отказу от светских принципов бангали- или бангла-национализма, идей, за которые люди, независимо от религии, боролись во время войны 1971 года. Это создало условия для роста исламистов. Однако реакция общества привела к активизации светских политических партий и ветеранских организаций, стремящихся восстановить светские принципы. Нынешний правящий «большой альянс», возглавляемый Шейх Хасиной и её партией Лига Авами, пришёл к власти в январе 2009 года с большинством в три четверти голосов и в прошлом году создал специальную парламентскую комиссию.