Дарья Митина: Помимо учебников Кредера и Зубова могут быть и другие учебники

Я всегда потихоньку радовалась тому, что при общей очевидной деградации МГУ в последние годы, беда как-то до последнего обходила родной факультет. Сначала парализовали деятельность соцфака, потом гниль перекинулась к философам, а теперь зараза доползла и до нас.

Больно наблюдать, как любимый истфак делится на порядочных людей и стукачей-лизоблюдов, мужественных людей и трусов. Особенно обидно, что наш декан, яркий и самобытный ученый-медиевист, не выдержал первого же свалившегося серьезного испытания и повел себя, мягко говоря, непорядочно.

Для сравнения, декан философского факультета Миронов, всегда казавшийся мне человеком мягкотелым и никудышным администратором, повел себя более чем достойно, вступив в жесткую схватку за поруганную честь факультета. Своих, как говорится, не сдавал. Каюсь и беру свои слова обратно. Как же все-таки обманчиво первое впечатление…

Наша задача — максимально поддержать Александра Вдовина и Александра Барсенкова. Контркампанией, письмами в поддержку, простым человеческим участием. И не потому, что в кампании травли всегда как-то интуитивно принимаешь сторону того, кого травят, и не потому, что Вдовин, блестящий ученый и талантливый педагог, уже заработал гипертонический криз и слег; и не потому, что травлю инициировали и подхватили не великого ума папенькины дочки, а олицетворяет её, простите за выражение, Сванидзе. И даже не потому, что Вдовин и Барсенков написали нормальный учебник — для кого-то спорный, для кого-то нет, а просто потому, что НЕЛЬЗЯ научную дискуссию подменять политической.

НЕЛЬЗЯ ради сиюминутных, чаще всего неблагородных целей девальвировать понятие истории и историка. НЕЛЬЗЯ лезть грязными руками в храм научного знания, и каждый, кто это делает, должен незамедлительно получать по потным липким ручонкам. Позорная практика травли ученых — увы, вечная, как сама история научного знания — кем бы и с какими бы «благородными» целями она не велась, должна навсегда остаться в прошлом.

Моим националистически настроенным оппонентам отвечаю: прогнулись перед силой, перед нахрапистостью новых хозяев жизни, кем бы они ни были и какие бы фамилии не носили. В этом отношении чеченский представитель выглядит куда лучше Сванидзе и всей национально-либеральной компании, не сочтите за разжигание. В отличие от чеченцев, в истории взаимоотношений с которыми есть и депортация, и весь тугой узел войны последних лет, этих никуда не депортировали — им отменили черту оседлости и обеспечили им поголовное высшее образование.

Я бы вообще не рассматривала данный конфликт в националистическом аспекте, как это пытаются представить примитивные националисты. Налицо, на мой взгляд, давняя, планомерно ведущаяся кампания по уничтожению ведущих центров российского гуманитарного образования, гуманитарной науки в целом. И самое отвратительное, когда в эту кампанию с удовольствием включаются сами представители научного сообщества, превращаясь в этаких полицаев, как в случае с Карповым…

Совершенно правы те, кто призывает не переводить спор из плоскости научной в плоскость политическую — споры об истории оставить историкам. Но те, кто вот уже третье десятилетие кормит нас «учебниками» Кредера и Зубова, должны понимать, что могут быть и иные учебники. Что-то я не помню возмущений по поводу дурнопахнущего двухтомника Зубова — сборника фобий, комплексов и нездоровых фантазий возможно не вполне психически здоровых авторов, дорвавшихся в наше время торжества мракобесия до регалий и степеней.

А Вдовина и Барсенкова я осуждаю. Только за то, что стали отвечать, включились в эти провокационные дискуссии, пошли на это судилище в лучших традициях средневековья, написали «покаянное» письмо, оказались не готовы к защите своей позиции. Видимо, в кодекс профессорского поведения пока не вошло умение посылать по подобающему адресу охамевшую шваль. И напрасно…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы