Из года в год программа документального кино «Свободная мысль» на ММКФ привлекает внимание зрителей. В этом году ожидается особый интерес к фильму «Привратники» израильского режиссёра Дрора Мореха, который был номинирован на Оскар за лучший документальный фильм. Полуторачасовая лента впечатляет как оригинальным замыслом, так и глубоким содержанием. Шестеро бывших руководителей Шин Бет откровенно рассказывают о своей деятельности и о палестинском конфликте, который продолжается с 1967 года, когда миллионы палестинцев оказались под контролем израильтян.
Морех начинает свой рассказ с 1967 года, когда всё изменилось за одну ночь. Израильские официальные круги, включая правый истеблишмент, критикуют фильм, полагая, что он обвиняет израильтян в конфликте. Однако режиссёр лишь напоминает о событиях, которые трудно игнорировать. Фильм предоставляет пугающий портрет Шабака через откровения его бывших лидеров. Авраам Шалом, который возглавлял Шин Бет в 1981-1986 годах, делится своим опытом, заявляя, что израильская разведка никогда не обладала стратегией, а лишь прибегала к тактическим методам, провоцируя арабский терроризм.
Шалом рассказывает о деле «автобуса № 300», которое стало катастрофой для его карьеры. Он признаётся, что террористы были убиты не толпой, а его сотрудниками, что привело к ужасным последствиям. Яаков Пери, возглавлявший Шин Бет с 1988 по 1994 год, описывает иерусалимскую тюрьму как «самую страшную в мире», утверждая, что условия содержания подследственных ужасны.
Ами Аялон, руководивший Шин Бет с 1995 по 2000 год, делится тем, что физическое воздействие при допросах ограничивалось лишением сна и неудобными позами. Он также рассказывает, как гибель палестинца Яхьи Аяша привела к числу жертв с обеих сторон, отмечая высокую цену насилия. Интересно, что в рассказах экс-руководителей Шин Бет нет хвастовства; они не пытаются оправдать свои действия. Аялон называет отсутствие «сопутствующих обстоятельств» успехом операции, однако не скрывает, что это было всего лишь начало нового цикла насилия.
Также в фильме обсуждается еврейский терроризм. История «Хамахтерет Хаехудит» показывает, как аресты членов этой группировки были отменены специальным указом правительства. Переломным моментом для Шин Бет стало убийство Ицхака Рабина, когда система безопасности оказалась бессильной перед угрозой, исходящей от своего же народа. Юваль Дискин горько замечает, что служба не смогла предотвратить наиболее значительные события, что ставит под сомнение её эффективность.
Картину подводит итог Аялон, который предсказывает катастрофу для Израиля, отмечая, что хотя они выигрывают в отдельных битвах с террористами, в конечном итоге проигрывают войну. Удивительно, как Морех смог добиться таких откровений от своих героев. Представитель израильского правительства, Беньямин Нетаниягу, заявил, что не видел фильм и не собирается это делать, в то время как вице-премьер Моше Яалон охарактеризовал картину как «дешёвку», что подтверждает глубину противоречий вокруг этого проекта.
Несмотря на критику, Морех утверждает, что представляет интересы Израиля, а не отдельной политической фигуры. Его фильм стал важным вкладом в обсуждение палестино-израильского конфликта, открывая новые горизонты для размышлений и дебатов.