Я много раз нелегально переходил границы. Речь не о приличиях. Буквально: переходил, переезжал, перелетал. На лыжах и пешком, на поезде и на машине, на самолётах и вертолётах. Иногда в очень хорошей компании. Однажды — вместе с гениальным Ростроповичем и его виолончелью, которая, кажется, требует отдельного разрешения, потому что стоит дороже самолёта.
Попасть за это в тюрьму (тем более, в родную российскую) совсем не хочется. И вот по радио новость: против Развозжаева возбуждено уголовное дело за незаконное пересечение российской государственной границы. Развозжаева одни не знают, другие не интересуются. «Какие-то митинги, какие-то беспорядки, — думают они, — нас это не касается!» Но Развозжаев беспокоит только Кремль и Следственный комитет. И вот здесь — общий интерес. Потому что нас всех беспокоит Кремль и его Следственный комитет. Они могут побеспокоить любого в любой момент. И хорошо, если по закону; а если противозаконно? Все с детства знают, что от тюрьмы да от сумы не зарекайся. В переводе на современный язык: могут посадить, могут разорить, а чаще и то, и другое.
Развозжаева похитили на Украине, привезли в Москву (говорит, пытали); обвинили в организации государственного переворота или что-то в этом роде. Потом, спустя месяц, обвинили в краже шапок 15 лет назад. Стало ясно, что госпереворот доказать не удастся (иначе зачем старый грабёж искать, если свежее преступление страшнее?). Но вчера дело с шапками закрыли. Истёк срок давности, не успели, олухи. И вот: незаконное пересечение границы! Столько-то лет лишения свободы по УК. А почему незаконное? Говорят, будто Развозжаев перебрался из России на Украину по паспорту брата. Ну и что?
Однажды генерал Лебедь не хотел, чтобы о моём посещении 14-й Армии стало известно в Москве. Расквартирована она была в Приднестровье. А самолёты в Москву — только из Кишинёва, то есть из Молдавии. Но это — гражданские самолёты для гражданских лиц. Тогда в штабе Лебедя изготовили фальшивую справку, что я то ли младший лейтенант, то ли старший сержант. Я попал на военный самолёт, где было полно офицеров, и вдруг (в воздухе) оказалось, что керосин кончается. Пришлось срочно сесть где-то в Грузии, а у меня в руках совершенно секретные документы. Хотите верьте — хотите нет, но если бы меня в этом самолёте не было — хрен бы они керосин получили; так бы и умерли в дальнем углу взлётного поля.
За эти нарушения границ меня могли наказать Молдавия, Грузия. Но Россия? Если бы против Развозжаева уголовное дело о пересечении границы возбудила Украина — да. Но Россия? Что они там, с ума сошли? Так и тянет написать «письмо президенту»: мол, г-н президент, прикажите всем силовикам Конституцию читать (хватит им перед телевизором сидеть). В Конституции РФ статья 27 гласит: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации». И какие претензии к Развозжаеву? Гражданин России? — да. Значит, «может свободно выезжать». По паспорту брата? Ну и что? Не нравится — возбудите уголовное дело за то, что в кармане у человека паспорт брата.
Однажды я был в гостях у друга в Швейцарии. Пошли кататься на лыжах. Я налегке, он с двухгодовалым сыном на плечах. Шли-шли… Давай, говорит, выпьем кофе, а ребёнку горячего молока дадим. — Где? — А сейчас будет ресторан. И правда, через 20 минут выходим из леса на опушку — ресторанчик. Выпили, согрелись, друг расплачивается (мою помощь отклонил). Слушай, говорю, какие у тебя деньги странные. — А это французские франки. — ?! — А мы во Франции. — А граница?! Я был советский, весь коньяк испарился сразу. — Мы её в лесу перешли. — А… — …всё в порядке, только перестань, пожалуйста, так громко говорить по-русски, бармен уже звонит. Мы кинулись в лес, ребёнка не забыли.
Давайте серьёзно. Если гражданин России незаконно оказался на Украине — пусть у тамошних хлопцев голова болит. Границу России он, как всякий из нас, имеет право пересекать свободно. А если что-то нарушено — накажите пограничников: проспали — пусть отвечают. Каждый день тонны наркотиков и тысячи нелегалов въезжают в Россию. Где пограничники? Ловят Развозжаева. Каждый день миллиарды долларов утекают нелегально. Где пограничники? Все коррупционеры легко пересекают границу России. И наркодилеры, и гангстеры. И не с паспортом брата, как нищий Развозжаев, а с чемоданами чёрного нала. Почему им так легко нарушать все границы в России, все законы? Может быть, потому, что все силы брошены не туда? Или сгнили на взятках?
Не исключено, что когда Развозжаев переезжал из России на Украину, в паспорте с фотографией брата был вкладыш с фотографией американского президента Бенджамина Франклина. Помнится, Собчак, при активном содействии президента Путина (тогда директора ФСБ), нелегально улетел из России, где уже был выписан ордер на его арест. Когда Собчак вернулся, никакого уголовного дела против него и его сообщников не возбудили. Срок давности, кажется, ещё не истёк.
