Немой Онегин. Часть I.
Немой Онегин. Часть II.
Немой Онегин. Часть III.
Первая глава «Евгения Онегина» в своем издании несет в себе множество лексически непонятных слов, которые относятся как к материальному быту, так и к нравственным понятиям. Лотман в одном из своих комментариев прямо указывает на это. Читая произведение, мы встречаем слова, значение которых исчезает в современном языке. Например, понятия чести, этикета и правила поведения становятся недоступными для новых поколений.
1970-е годы ознаменованы изданием книги, в которой поднималась проблема утраченных «понятий чести». Простые строки, такие как «Автомедоны наши бойки, Неутомимы наши тройки», ставят нас перед загадкой: что такое «автомедон»? Это новое понятие совершенно не знакомо современному читателю, который легко определит значение многих других слов, таких как «фрак» или «жилет». Но как объяснить загадочные «автомедоны»?
Слово «сени», которое в наши дни воспринимается как «прихожая», теряет связь с глубиной поэтического смысла. Дети, изучающие «Травка зеленеет, солнышко блестит», не могут осознать, что ласточка летит не в тамбур, а в сени, и не могут представить себе эту картину. А ведь сени – это не просто пространство, а часть поэтической метафоры, где «дни текли в глуши».
К сожалению, сейчас даже выпускники школ часто не могут связать знакомые произведения с их глубинными смыслами. Всех нас удивляет, что выпускник 11 классов не знает о Ювенале или о строках из «Энеиды». И, как ни странно, для этого не обязательно знать латынь. Да и кто сейчас может говорить и писать безупречно на русском языке, как это мог Онегин?
Декабрист Лунин – знакомое имя, но понимает ли современный школьник всю сложность образа человека, который был другом Марса и Венеры? Кто способен увидеть за простыми словами глубокие исторические отсылки и контексты, которые Пушкин так старательно вплетал в свои строки?
Пушкин обращается к читателю с надеждой быть понятым. Однако, как показывает практика, многие студенты, даже те, кто прошел «Евгения Онегина» в школе, не могут ответить на простые вопросы о том, о ком пишет Державин, например. В различных учебных заведениях студенты, поразительно, зачастую не знают, о ком шла речь в стихах, что подтверждает разрыв между классическим текстом и современным восприятием.
Попробовав объяснить, что речь идет о поэтах и писателях, студенты чаще всего отвечают, что это, вероятно, декабристы, лицеисты или даже современные деятели культуры. Ответы варьируются от «поэты» и «письменники» до довольно неожиданных теорий, таких как «советный Аристотел» или упоминания о Путине.
Как же на самом деле обстоят дела? Ответ на этот вопрос можно найти в стихах самого Пушкина. В «Евгении Онегине» Онегин и его муза становятся центром внимания, а канва, на которой разворачивается сюжет, уходит в глубь веков. Получается, что современные читатели потеряли возможность осознать, что за простыми словами скрывается богатство культуры!
Эти строки можно было бы перевести просто: «Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил». Но на самом деле речь идет не о ком-то конкретном, а о самой поэзии, которая находит свое отражение в каждом из нас. Это поразительная глубина, которая требует от читателя не только понимания текста, но и осознания своего места в культурной традиции.
Сегодня, когда мы читаем Пушкина и пытаемся понять его лучше, важно помнить, что язык – это не просто средство общения, а ключ к пониманию истории и культуры. Понимание «Евгения Онегина» требует от читателя не только знаний, но и умения мыслить глубже, видеть скрытое, что так же важно, как и сама поэзия.