Отцы нации и дети улицы (Письма президенту)

Фото: Алексей Меринов

Господин Президент, вы наконец прокомментировали воскресные события, которые касаются марша против коррупции. Однако до этого вы молчали целых четыре дня, что создавало впечатление, будто вы, сознательно или нет, поддерживаете государственные телеканалы, которые также не отреагировали на происходящее. Но не может быть, чтобы вы не заметили демонстрации, прошедшие в десятках городов страны, и десятки тысяч граждан, вышедших на улицы с протестами. Вы не могли остаться равнодушным.

Ваша реакция всегда быстрая, острая и жёсткая. Возможно, вы всё же сделали какое-то заявление в день марша, но не по телевизору. Интересно, что именно вы сказали, кому и с какой интонацией? И во сколько это произошло? Ведь у вас всё записывается и хронометрируется.

Вопрос о времени действительно важен. Марш в Москве начался в 14:00, с Белорусской по Тверской в сторону Кремля. Первые два часа всё проходило спокойно, хотя и были отдельные эксцессы: задержали Навального, и народ пытался его освободить, но никто не пострадал. К 16 часам люди начали расходиться, но внезапно начались массовые жесткие задержания. Более тысячи человек были арестованы. А что произошло? Народ двигался мирно, никто не проявлял агрессии, не поджигал машин… Если в разных местах одновременно начинаются массовые задержания, значит, поступила команда. Интересно, кто её дал?

Шествие, конечно, не было согласовано. Некоторые пытаются назвать марш незаконным, хотя по Конституции он совершенно законный. Однако споры оставим юристам. Вопрос в другом: зачем было хватать, бить, тащить, увозить, а потом держать в жёстких условиях — без еды, без воды, без возможности позвонить родным? Зачем? Можно было бы просто позволить людям разойтись по домам. Зачем провоцировать людей против властей?

Другое любопытное явление — молчание телеканалов. Они могли и должны были показать хотя бы немного, достаточно было лишь сделать кадры с малым числом людей, или найти неудачные ракурсы (хотя в воскресенье это было бы непросто). Телеканалы конкурируют между собой, стремятся обойти друг друга. Если все они молчат, значит, им было скомандовано «молчать!» А ведь рейтинг мог бы быть высоким. Десятки миллионов людей могли бы смотреть: покажут ли наш город? Увижу ли знакомых?

Резкий отказ телепередач от высокорейтинговой темы был воспринят обществом как признак страха и растерянности Кремля. Можно, конечно, представить, что все ведущие новостей индивидуально решили не показывать события. Но дело не в вкусах и пристрастиях журналистов. Промолчав, они нарушили закон, прописанный в ст. 51 Закона о СМИ: «Не допускается использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений». Попытка сокрытия очевидна.

Были ли воскресные события общественно значимыми? Безусловно. Если такие силы были задействованы, если сотни людей были задержаны. Каждый, конечно, свободен в своих оценках, но на следующий день радиослушателям «Говорит Москва» в прямом эфире задали вопрос: считают ли они марши значимыми событиями? 80 процентов ответили «да». Как быть? Назвать радиослушателей дураками? Вряд ли кто-то осмелится это сделать.

Недавно Союз журналистов России выразил недовольство по поводу грубых слов Навального и опубликовал заявление, в котором говорится: «Известный блогер и оппозиционер Алексей Навальный во время недавнего визита в город-герой Волгоград унизил честь и достоинство наших коллег, журналистов… Мы сожалеем о том, что свобода слова трактуется господином Навальным однобоко, и хотим напомнить, что СМИ являются зеркалом, в которое ежедневно смотрится всё наше общество». Вопрос: узнаёт ли общество себя в этом зеркале?

Есть еще одна важная фигура умолчания — премьер-министр России Дмитрий Медведев. Его молчание странное. Его уже не только Навальный спрашивает, но и миллионы граждан, включая депутатов Государственной думы и сенаторов Совета Федерации. Ответа нет. Если только не скрытое согласие…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы