По результатам свежего исследования Высшей школы экономики, 41% граждан России оказались в такой бедственной ситуации, что не могут позволить себе купить одежду, в то время как 20% испытывают трудности с покупкой еды. Это эквивалентно примерно 56 миллионам человек; миллионы, в данном случае, звучат понятнее, чем проценты. Можно было бы утешить этих 56 миллионов, напомнив знаменитую фразу нашей эпохи: «Денег нет, но вы держитесь, здоровья вам». Она была произнесена премьер-министром, который без раздумий пытался поддержать граждан. Жаль, что он не добавил: «Если у вас нет хлеба, ешьте пирожные» — это показало бы не только заботу, но и образованность. Мы уверены в его искренности. У него в кармане тоже, конечно, нет ни копейки (как и у президента), но им это не нужно — ни в магазин, ни на заправку, а театры и кино приходят к ним домой с артистами.
Позволяем себе лирическое отступление: у так называемых «воров в законе» и мафиози, как правило, тоже нет пистолета в кармане. Зато у их подручных — и в кармане, и под мышкой, и в багажнике. «Денег нет», — заявляет премьер богатейшей страны. Сначала веришь, но когда гипноз рассеивается, реальность выглядит иначе, чем слова властей. Денег на самом деле очень много — целые горы. Вы видели по телевизору аресты губернаторов? Регион нищий, а у них дома склады с миллионами — денег, драгоценностей, золотых батонов.
Вот три примера из жизни слуг народа. Евгения Васильева, когда-то работавшая в Министерстве обороны, попалась с 51 000 драгоценных камней и 19 кг золота и платины. Губернатора Коми Вячеслава Гайзера задержали в Москве, когда он собирался уехать за границу на отдых. В его кабинете были найдены часы стоимостью около миллиона долларов, документы на офшоры и проекты по покупке самолетов Hawker и Bombardier. У губернатора Сахалина нашли наличными миллиард рублей, а также около 200 килограммов денег и 800 килограммов ювелирных украшений, среди которых была золотая ручка стоимостью 36 миллионов рублей — инкрустированная черными бриллиантами. На бумаге же семья Хорошавина жила только на зарплату.
Параллельно с исследованием, выявившим десятки миллионов «крайне бедных» граждан, появилась новость, что в Федеральной таможенной службе проводился обыск у ее главы как свидетеля по уголовному делу. Глава таможенников, как выяснилось, хранит деньги в коробках из-под обуви. Он, очевидно, покупает новые сапоги, выбрасывая старые, чтобы накопить нужное количество коробок, в то время как миллионы граждан не могут позволить себе обувь и довольствуются прогулками у мусорных контейнеров рядом с домами таможенников.
Не раз мы слышали от высококультурных чиновников, что нехорошо считать деньги в чужом кармане. Красивое выражение, но, к сожалению, его затерли жулики. Карман-то чужой, а деньги — наши. Вор же не похитил их у американцев или марсиан — у нас, у нашего народа. Давайте их считать. Граждане имеют право на оценочные суждения и на распространение информации (ст. 29 Конституции России). Таким образом, можно предположить, что у каждого губернатора накоплен миллиард долларов. Часть из них лежит в коробках, другая часть выглядит как коллекция дорогих часов или вилла за границей.
Некоторые депутаты, члены Совета Федерации, генералы полиции и мэры также имеют скрытые состояния. Не стоит смотреть на список Forbes — там лишь легальные, хоть и неприятные, миллиардеры. Речь идет о подпольных, формально важных чиновниках, которые на самом деле прячут деньги в коробках. Если спросить «откуда?» — ответ будет стандартным: «Подбросили враги!»
56 миллионов крайне бедных враги не подбрасывали. А чиновникам и губернаторам подбрасывают чуть ли не каждый день. Начинаем считать наши деньги в чужом кармане. По самым скромным оценкам, в России не меньше тысячи таких «миллиардеров». Это триллион долларов — 65 триллионов рублей. Можно разделить на всех, включая грудных — получится по 400 с лишним тысяч. Но можно раздать деньги не в виде бумажек, а в виде стадионов, больниц, детских садов, тюрем улучшенного содержания, лекарств и протезов. Пандусов для инвалидов по-прежнему нет, благоустройство? Это смотря как понимать это слово. Что такое благо для кого? Для горожанина? Он много лет жил с бетонным бордюром, даже не зная, что ему нужны гранитные.
Мы не собираемся углубляться в эти размышления. Классик А.К. Толстой в своей «Истории Государства Российского» смело пишет о Рюриках, Грозном, Петре Великом, но, дойдя до современных начальников, разумно останавливается: «Ходить бывает склизко по камешкам иным». А мы не будем о том, что близко, лучше помолчим.
Пока вор чиновник на свободе, вы (теоретически) можете плюнуть ему в лицо и забрать хоть одну коробку ради справедливости. Но вас точно посадят. Поэтому, соблюдая осторожность, вы ничего подобного не делаете. А если его арестовывают, вы теряете даже теоретическую возможность с ним что-то сделать. Безвыходное положение.