фото: Алексей Меринов
Люди ходят с вытаращенными глазами; искренне изумлены. В Чечне проходят аресты убийц Немцова — новость сама по себе ошеломляющая. И вдруг сообщение: президент Путин наградил главу Чечни Рамзана Кадырова орденом Почёта. Народ ахнул. Картина мира перестала складываться.
В убийстве обвиняются недавние сотрудники чеченских вооружённых спецслужб, которые полностью подчиняются Кадырову. В таких структурах, как КГБ, не бывает «бывших». Если эти воины убили Немцова по своей воле, то они не только совершили преступление, но и грубо нарушили дисциплину. Кадыров должен был бы хотя бы формально осудить убийц и подать в отставку, утратив контроль над своими соратниками. Президент России, в свою очередь, должен был бы временно и формально отстранить главу Чечни от исполнения обязанностей, чтобы не влиять на следствие. Но произошло всё наоборот: Рамзан Кадыров похвалил своих бойцов, а президент Путин наградил его.
Если вспомнить их собственные слова, можно окончательно запутаться. Первое заявление президента России 28 февраля в 3:45: «Это жестокое убийство имеет все признаки заказного и носит исключительно провокационный характер». И чуть позже, в 15:30: «Будет сделано всё, чтобы организаторы и исполнители подлого и циничного убийства понесли заслуженное наказание». Итак, президент назвал убийство: а) заказным, б) провокационным, в) подлым, г) циничным. Премьер-министр Медведев высказался в похожем духе, но смысла его слова перепечатывать нет.
А вот что 28 февраля сказал руководитель Чечни: Кадыров: «Нет никаких сомнений в том, что убийство Немцова организовали спецслужбы Запада, стремящиеся любыми путями вызвать внутренний конфликт в России». Он добавил, что «именно руками украинских спецслужб мог быть приведён в исполнение приговор, вынесенный Немцову в какой-либо западной столице». Таким образом, Кадыров утверждает: а) организаторы — спецслужбы Запада, б) исполнители — украинцы.
Но теперь, когда несколько чеченских воинов арестованы и Заур Дадаев признался в убийстве, Кадыров заявил: «Я знал Заура как настоящего патриота России. Я твёрдо убеждён, что он искренне предан России. Он не мог сделать и шага против России, ради которой многие годы рисковал собственной жизнью». И тогда встаёт вопрос: как сложить стройную непротиворечивую картину мира? Если Кадыров всегда прав, то «настоящий патриот России» выполнял задание «спецслужб Запада», что предполагает роковое противоречие. А если президент Путин всегда прав, то подтверждается, что «заказное, подлое, провокационное, циничное убийство» совершили «настоящие патриоты». И что теперь делать тем, кто поспешно поддержал удобные обвинения?
Типичный случай произошёл с артистом эстрады Михаилом Задорновым, который сказал: «Я считаю, что Рамзан Кадыров прав в своём утверждении, что убийство Немцова — дело рук Америки». Но теперь, когда подтвердилось, что убийство было совершено чеченцами, мог бы он сказать: «Извините, убили не заграничные враги, а родные патриоты»? Да и президент России мог бы найти случай хотя бы формально извиниться. Ведь он Верховный Главнокомандующий, и все вооружённые силы, спецслужбы и государственная охрана — его подчинённые. И выходит, одни его подчинённые убили, а другие — проморгали убийство.
Утверждается, что полиция приехала на место убийства через 10 минут. Но когда на соседнем мосту полгода назад какие-то люди попытались повесить украинский флаг, через 10 секунд их уже скрутили местные специалисты. Или воины, убившие Немцова, полагали, что их не поймают, или были уверены, что их не будут ловить.
Представьте, если бы что-то подобное произошло в другой великой державе, например, в Китае или США. Неужели губернатор штата или начальник провинции получил бы публичную награду, если бы его полиция самовольно убила политика-оппозиционера? Сомнительно.
Президент Путин прав: провокация удалась на 100 процентов, так как все, или почти все, известные люди высказались с предельной откровенностью. Убийство спровоцировало раскрытие мнений политиков и обывателей. Людей, которые искренне закричали «собаке — собачья смерть», стоит благодаря. И не за эту пошлость, а за то, что они открыто рассказали о своей душе.
Конечно, совершенно иное дело — политики и чиновники. Политик, например, соратник убитого Михаил Касьянов, высказался: «Я не верю и не хочу верить в то, что есть непосредственная вовлечённость тех или иных государственных структур и лиц в это преступление». Однако «не верю, не хочу верить» — это скорее подход дамы, чем политика, который должен знать факты о вовлечённости государственных структур в подобные преступления.
Так, противник Немцова, лидер Коммунистической партии РФ, первый вице-спикер Государственной думы, не удержался от комментариев. Мельников оценил ситуацию так: «С политической точки зрения, если сопоставить выбранный момент, мировоззренческую принадлежность известной фамилии, это выглядит как жестокая кровавая провокация». Однако следует сказать, что на деле «Боинг» был сбит случайно, а Немцова намеренно убили. Но сейчас, когда убийцы арестованы, слова Мельникова подразумевают, что даже «Боинг» мог сбить чеченец.
Непонятно, почему так упорно врала Дурицкая в интервью телеканалу «Дождь»: «Не помню. Не видела. Не помню. Не видела».
И вот в такой момент — орден Почёта. Пресс-секретарь президента, Дмитрий Песков, попытался сгладить эту неловкость, заявив, что одновременная информация о награде главе Чечни и об аресте подозреваемых — случайное совпадение, добавив, что «оформление наградных документов идёт несколько месяцев». Верим, что ордена долго оформляют, хотя бывает, что их дают мгновенно. Но вручение можно было отложить.
Все твердят «ищи, кому выгодно». Это очень просто: вдове Литвиненко, которая в Лондоне пытается доказать, что к убийству радиоактивным полонием причастна наша власть. Тем же указом, что и Кадыров, награждён Луговой медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени с формулировкой «за большой вклад в развитие российского парламентаризма». Хороший подарок английскому суду.
Ранее не спешили. Меркадер, который по приказу Сталина убил Троцкого, получил звезду Героя Советского Союза и орден Ленина только после 20 лет тюрьмы, когда приехал сюда с чистой совестью.