Г-н президент, вы приказали создать единый, непротиворечивый учебник истории. Это ваша мечта, но она может оказаться опасной. Вам кажется, будто устранить противоречия легко, однако это всего лишь иллюзия. Противоречия не возникают на пустом месте — они реально существуют. Значит, нужно будет устранять носителей противоречий, а таких носителей тысячи, если не миллионы. Задача непростая; вспомните, как Сталин мучился с этими вопросами.
Как ни посмотри, вы — единственный непротиворечивый. Например, вы с удивительным постоянством заботитесь о приёмных детях и сиротах. На встрече с народом по телевизору 25 апреля 2013 года вы сказали:
ПУТИН: «Пособие на детей у нас было совсем ничтожным — всего 1200 рублей. В соответствии с Указом президента конца прошлого года это пособие увеличилось до 5500 рублей. Правда, до сих пор, к сожалению, правительство не выпустило соответствующего постановления. Обращаю внимание моих коллег из правительства: необходимо, нужно это сделать… Самый важный вопрос — это приравнять приёмные семьи к многодетным. Думаю, что это абсолютно справедливо. И правительство получит такое поручение. Надеюсь, вместе с депутатами Государственной думы отработают детали». Не станем комментировать эти слова — скоро поймёте, почему.
Вас также спросили о беспризорниках.
ПУТИН: «У нас существует программа решения этого вопроса, будут выделяться соответствующие средства и ресурсы, в том числе на укрепление приёмных семей, хотя здесь у меня очень много вопросов и по укреплению института усыновления, укреплению детских домов. Всё это планируется, и мы, конечно, это будем делать». Что означает «это»? «Укрепление детских домов» очень выгодно для чиновников. На каждого сироту государство выделяет много денег, и чем больше сирот, тем больше возможностей для злоупотреблений. Поэтому воры препятствуют усыновлению. Укрепление детских домов исключает «укрепление приёмных семей». Вся страна обсуждала трагедию гибели в Америке двух усыновлённых детей из России. Усыновление российских детей иностранцами почти остановлено. В то время как у нас гибнет чуть ли не каждый десятый сирота. Тысячекратная разница вас не смущает?
Г-н президент, вы сами видите: противоречий никаких — вы заботитесь, мы критикуем, жизнь идёт, время летит. И пролетело, извините, довольно много. Начиная с фразы «Вас спросили о беспризорниках» и заканчивая вопросом «Тысячекратная разница вас не смущает?» — это фрагмент нашего письма, написанного после вашей телевизионной беседы с народом. Письмо это, под заголовком «Минное поле», было опубликовано 29 сентября 2005 года. Вот она, стабильность! Ваши планы и убеждения не меняются, вы очень надёжный президент!
Все политики должны быть надёжными и убеждёнными. Например, вам хорошо известен оппозиционер Немцов. Он требует вашей отставки, требует отменить результаты выборов, публикует отчеты под названием «Путин. Итоги». Немцов — ваш убеждённый враг, таким он и войдёт в непротиворечивый учебник. Когда вы, г-н президент, осенью 1999-го были ещё только премьер-министром и преемником, у вас уже имелись горячие сторонники. Они агитировали за вас, в том числе в прямом эфире.
Один из них сказал: «Я считаю, что Россия должна избрать нового президента, честного, физически крепкого и ответственного. Я убежден, что следующим президентом должен быть Владимир Владимирович Путин. Если сейчас ему не скрутят руки и ноги известные люди, то у него есть все шансы, чтобы за него проголосовали. По крайней мере, я его буду всячески поддерживать. Я считаю, что из всех кандидатов, которые намереваются участвовать в выборах, Путин — самый достойный человек». Этого вашего поклонника, г-н президент, зовут Б. Немцов. Не понимал, что делает? Но считать его умственно отсталым нет оснований. Понимал, но делал? Вот оно, противоречие на лицо. Как такого вписать в учебник — что оставить? что вычеркнуть? Лучше его вообще не упоминать.
Теперь перейдём к вашему горячему стороннику Проханову. Он поддерживает вас на митингах, по радио, по телевизору. Проханов видит в вас Спасителя России. Недавно он говорил о вас: «Путин открыл России дорогу в будущее, положил начало возрождению России, прекращению наркомании и пьянства». А как он будет это делать — по Конституции 1993 года или через другие технологии, это не важно. Кто он, Путин? Это человек, который летит на истребителе над дымящимся Грозным или стоит на исповеди в отдаленной русской обители? Где его маска, где его лицо? Кажется, под этой маской скрывается лидер-мечтатель, для которого мечтой является восстановление великого государства. И не исключено, что он из-за этой мечты может взойти на крест.
Конечно, не очень хорошо, что вы, по Проханову, являетесь гарантией кровавой Конституции, но бывает — увлёкся человек, выражая восторженную любовь. Зато «на крест» — тут вы как Христос. Такой пылкий поклонник должен войти в правильный учебник истории. Возможно, вы назначите его главным автором или редактором учебника. Он не пропустит туда разнузданную критику в ваш адрес.
Когда Проханов это писал, ему было 67 лет. Он мог бы наткнуться на свою собственную безобразную противоречивость. Его статья «ЭПИДЕМИЯ «ПУТИН» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ПО РОССИИ», опубликованная в январе 2000 года, сейчас недоступна в интернете. Полгода назад она была доступна. Как только вы приказали создать непротиворечивый учебник — всё, капут. Этот шедевр сохранится только у истинных ценителей истории.
На днях, снова беседуя с народом по телевизору, вы вновь отстаивали свою идею:
ПУТИН: «Должна быть единая концепция учебника, которая бы показывала нам хронологию событий и их официальную оценку. Без официальной оценки не будет самого хребта понимания того, что происходило с нашей страной в течение прошлых столетий и десятилетий». Ваше выражение «хребет понимания» — на редкость удачно. Сколько раз хребет этот гнули, сколько раз ломали. Но проходит время, и он кое-как распрямляется. Настоящая история, увы, противоречива. Это потому, что настоящие люди противоречивы. Вчера кричали «Ура!», сегодня «Под суд!». И только вы среди этого хаоса удивительно постоянны.
Во время прямого эфира народ спросил вас о личных планах. Вот ваш ответ:
ПУТИН: «Я свою задачу вижу не в том, чтобы вечно сидеть в Кремле и чтобы, знаете, на экранах телевизоров показывали одну и ту же физиономию… Я свою задачу вижу в том, чтобы создать условия для развития страны на длительную перспективу». Прошло восемь лет, а как свежо звучит! «Длительная перспектива» — ушла в бесконечность по мере приближения.
Г-н президент, сознавая моральную катастрофу нации, вы абсолютно справедливо сказали о необходимости духовных скреп. А исполнение поручили канцелярским скрепкам. Они вам напишут духоподъёмный учебник. Ждите. Название уже есть: «Вперёд, Россия!»