После этой фразы Березовский прожил ещё 12 лет. Рисунок Алексея Меринова «Умер Березовский!» Новость о его смерти прозвучала вечером в субботу, и многие важные и богатые люди впервые за много лет уснули спокойно в разных странах, особенно в России — в Кремле и вокруг. Мгновенно начались обсуждения: сердечный приступ, самоубийство на фоне депрессии… Но диагноз Березовского был иной, неизлечимый — «он слишком много знал». Питерский охранник Цепов, Хаттаб, Масхадов, Бадри Патаркацишвили, Басаев… Все, кто много знал, ушли внезапно: от взрыва, яда, пули или сердечного приступа. Жаль, что Березовского не похитили и не привезли в Москву живым. Говорят, он был у врача в Израиле, мог бы там оказаться, а очнуться в Лефортово.
В суде, получив трибуну, он мог бы поделиться своими знаниями… А мог бы и не рассказать. Процесс могли бы закрыть: мол, государственные тайны. По дороге в суд он мог бы удариться головой о что-то. Англичане не верили в депрессию: они искали ледоруб и полоний… Но, похоже, этого не будет. Возможно, Березовский получил письмо, вскрыл конверт и там прочитал: «Боря, дорогой, если ты читаешь это письмо — прости меня скорее, ведь тебе осталось 30 секунд». Затем он упал, а письмо растворилось в воздухе. Найдут ли англичане что-то? Не факт. Они даже полоний в Литвиненке нашли почти случайно в последний момент. Да и захотят ли серьезно искать? Найдёшь следы убийства — надо будет доказывать, искать убийцу. Это может обернуться новым позором для английских спецслужб.
Литвиненко, Бадри, Березовский — у этих людей много общего: все они умерли в Лондоне, все скоропостижно, все слишком много знали о взрывах в Москве, о чеченских войнах и террористах. Те, кто спокойно уснул, возможно, вдруг проснулись от ужасной мысли: вдруг Березовский оставил мемуары, вдруг надиктовал что-то откровенное, как опальный Хрущёв…
Сразу после новости о смерти Березовского как по волшебству появилось свежее интервью с ним. Оказывается, за несколько часов до смерти он встретился с корреспондентом журнала «Форбс». Текст начинается с разъяснений: «В журналистике есть практика: иногда с главным героем встречаются “не под запись”, только для объяснений». Березовский дал интервью, «не давая интервью». Далее репортер описывает место встречи: «В ресторане было шумно, играл рояль, рядом обсуждали дела арабские предприниматели. “Как вы себя чувствуете?” — спросил я Березовского». Репортер описывает клиента: «А что вы спрашиваете?» — немного нервно переспросил Березовский. Выглядел он неважно — потёртая черная водолазка, повязанный наспех черный шарф. Березовский смотрел на меня испытывающе, исподлобья, ему было важно, чтобы я отключил средства записи.
После отключения всех устройств начинается текст интервью с его ответами на вопросы корреспондента. Подчеркнем: не пересказ, а прямая речь. Откуда ж она взялась? В идеальную память журналиста поверить сложно. Проще предположить, что он графоман. Он написал: «Березовский медленно посмотрел перед собой, потом прижал руку к груди — она у него тряслась. Он повернулся ко мне и долго смотрел в глаза». Медленно смотреть — большое искусство. Если журналист отключил не все средства, возможно, у него есть аудиозапись. Или её заберут в Скотланд-Ярде.
Интервью у Березовского получилось покаянным. Он признался: «Я всегда плохо разбирался в людях». В то же время интервью оказалось выгодным для живых: «Ни с Абрамовичем, ни с Бадри я не позаботился оформить договоренности документально». После такого интервью и Абрамович, и наследники Бадри Патаркацишвили могут вздохнуть спокойно.
А кто заговорил о самоубийстве? Жириновский и адвокат Добровинский. Независимо от мнения Жириновского, стоит задаться вопросом: верите ли вы, что он — честный человек? А Добровинскому верит, кажется, только Полонский, сходящий с ума в камбоджийской тюрьме. Самоубийство? Где предсмертная записка? Березовский был публичным человеком, он свои письма Путину и патриарху выставлял в интернете на всеобщее обозрение. Решив хлопнуть дверью, он бы не отказал себе в удовольствии назвать врагов и вопиющих душителей свободы. Ещё одна странная вещь произошла, как только стало известно, что Березовского больше нет. Пресс-секретарь президента России заявил: «Путин проинформирован о смерти Березовского. Вместе с тем, несколько месяцев назад он передал Путину письмо, где признал свои ошибки и попросил прощения». Это очень интересная новость, хотя и запоздалая. Пресс-секретарь упомянул, что Березовский «передал» письмо. Вопрос: кто тот человек, который передал Путину? Не так много людей имеют такую возможность. А если враг раскаялся, почему об этом молчали так долго? Неужели всё ещё дописывают, редактируют? Вся эта история сомнительна.
Березовский всегда действовал публично. Говорят, он покончил с собой, так как стал нищим. Нищий с точки зрения миллиардеров может и так. Но с человеческой — он всё ещё был очень богат. Продал бы какую-нибудь виллу, — и на жизнь хватило бы.
Его считали гением — злым гением. Я никогда не разделял этого мнения. Его схемы работали, пока у него был телеканал и президент Ельцин. Лишившись своих инструментов, он стал беспомощным и откровенно глупым. Его дурачества, например, «мерседесы» по Лондону, бездарные политические партии, которые он создавал. За двенадцать лет изгнания ни одного умного поступка. Всё было бессмысленно. Даже сомнительное православие. Он всегда шёл кратчайшим путём, как сказочный волк. Но хитрый и жадный волк не думал, что его обманут. Он был уверен, что может обмануть любого. Всё, что он создавал, было просто схемами обмана.
Себя со стороны он не видел, но других оценивал очень точно. В июле 2000 года Березовский сказал: «Госдума ведет себя абсолютно безответственно». Он заявил, что не хочет участвовать в разрушении России. Тем самым он добровольно отказался от своего депутатского мандата и неприкосновенности. Он думал, что его власть зависит от ума и таланта, а на самом деле — от властных возможностей. Покинув Думу, он, похоже, надеялся, что к нему приползут: вернись, научи, помоги. Но он не понимал, с кем связался. Он долго не осознавал, какого джинна выпустил из бутылки. В 2001 году, находясь в Париже, он участвовал в передаче и сделал прогноз о том, что Путин не переживёт своего срока. И каждый раз ошибался. И очень скоро на него перестали обращать внимание. Это и был конец политика по фамилии Березовский.
