Рисунок Алексея Меринова
Уважаемый президент, упомянутая дама ушла из жизни не в реальности, а в школьном учебнике. Позвольте объяснить, что я имею в виду. Вы постоянно проявляете заботу о детях нашего народа, в частности о том, чтобы они хорошо обучались в России. На днях вы выразили беспокойство по поводу преподавания литературы.
ПУТИН: Составителям новой программы по литературе следует учитывать критику. Я надеюсь, что соответствующие выводы будут сделаны нашими инстанциями.
Уважаемый президент, инстанции не помогут. Их недальновидность и коррупция трудно поддаются описанию. Они не смогут создать учебник лучше прежнего. В течение месяца я изучаю учебник для 8-го класса и не могу оторваться от его содержания. «Р.И. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература. 8-й класс. Дом без стен». Дом без стен? Или голова без разума? Что встречается чаще?
Первое вступление на странице 3 носит название: «Как работать по учебнику». То есть авторы начинают с того, что искажать русский язык можно с самого начала. Дальше идет примечание: «В учебнике есть произведения для текстуального изучения. Это означает, что данное произведение определено государственным образовательным стандартом как обязательное для изучения, оно должно быть прочитано полностью и проанализировано. Таким образом, все произведения для текстуального изучения составляют обязательный минимум литературного образования 8-го класса». Надеюсь, ваше обостренное восприятие помогло вам понять это с первого раза. Но каково восьмиклассникам? И это всего лишь четверть одного абзаца.
Ближе к концу этого абзаца читаем: «В любом случае, на каком бы уровне ни изучался текст, он должен быть предварительно прочитан». Удивительно! Возможно, в этом утверждении скрыта какая-то философская мысль, но трудно понять, какая именно. На странице 5 начинается второе вступление с названием «Вступление от авторов к учебнику». Два предлога создают странную иллюзию движения, на которую авторы, вероятно, не рассчитывали.
Обращаясь к ученикам, они пишут: «Обещаем, что скучно тебе не будет, потому что читать и говорить нам предстоит о самом интересном на свете: о центральном персонаже всех литературных произведений. Этот персонаж — Человек». Неужели все произведения о человеке? Возможно, вы, уважаемый президент, читали своим дочерям вслух «Винни Пуха», «Ёжика в тумане», «котёнка Гава», «лисицу», которая обижала воробьёв и журавлей, бесчисленных медведей, кошек, собак, Холстомера, Каштанку и, наконец, Тараканище… В центре этих произведений не Человек.
На странице 9 начинается третье вступление с названием «Вступление от авторов к Прологу». Создается впечатление, что Бунеевы никак не могут приступить к делу. На странице 12 появляется первый писатель — В.В. Маяковский (1893—1930, ХХ век). Следует стихотворение «Надоело» — довольно сложное произведение 1916 года. Затем — А.А. Блок (1880—1921, конец XIX — начало ХХ века). Начинаешь осознавать схему: под каждым именем указаны годы жизни. Это полезно, пусть дети понимают, в каком веке жил тот или иной писатель. Далее представлена Н.В. Гоголь (1809—1852, ХIХ век) с «Шинелью» на 12 страницах. А. П. Чехов (1860—1904, ХIХ — начало ХХ века) и его «Душечка» занимает 10 страниц. После чеховской «Душечки» возникает вопрос: «Есть ли что-то общее в жизни Акакия Акакиевича и Ольги Семёновны из рассказа А.П. Чехова «Душечка»? Простите, но Акакий Акакиевич в «Душечке» даже не ночевал, они жили раздельно…
Далее — М.А. Булгаков (1891—1940, ХIХ—ХХ век) и отрывки из «Собачьего сердца», занимают 13 страниц. Затем снова Н.В. Гоголь (1809—1852, ХIХ век); полный текст «Ревизора» занимает 70 страниц. После следуют Левитанский (поэт), Чехов, Вяземский, Чехов, Тушнова (поэт), Фет, Шекспир, Тарковский… Мольер, Ахматова, Монтень (1533—1592, ХVI век), а затем Евтушенко и Карамзин с «Бедной Лизой». Бедные школьники, как им разобраться в этом хронологическом хаосе?
Еще один недетский вопрос: а где учебник? Где Р.Н. и Е.В. Бунеевы? Они, безусловно, есть! Между кусками «Собачьего сердца» и полным «Ревизором» находится небольшая вставка с названием «Вопросы для зрителей». В ней напечатаны четыре вопроса. Первый: «Чем отличается Шариков по своему поведению и восприятию мира?..» Уважаемый президент, в наши школьные годы сборник классических текстов назывался «Хрестоматия». А теперь просто собрали все подряд, вставили в свободные места: Тушнову один раз, Левитанского два раза, Евтушенко три раза…
Причем если между Довлатовым и Окуджавой наш современник Евтушенко еще как-то подходит, то между Монтенем XVI века и Карамзиным (конец XVIII — начало XIX века) стихотворение 1960 года выглядит нелепо… Хотя стихотворение хорошее. Примером служит Татьяна Толстая, автор которой, увы, была вставлена в учебник так: Т.Н. Толстая (р. 1951, ХХ — нач. ХХI века). Они решили не указывать год смерти, а дождаться естественного хода событий. Правильно ли это? Вдруг она проживёт сто лет и умрёт, например, в 2051 году — это уже будет «втор. пол. ХХI века». Для 13-летних восьмиклассников текст для «текстуального изучения» выглядит так: «Пятнадцать человек за столом хохотали, глядя ей в рот: у Веры Васильевны был день рождения… » Это лишь середина одного предложения — таков стиль, это проза, художественная литература.
А теперь для восьмиклассников еще один кусочек: «Симеонов против воли прислушивался, как кряхтит и колышется в тесном ванном корыте грузное тело Веры Васильевны…» Подростковое восприятие хлюпанья и чмоканья, увы, лучше описаны у Мопассана. И Бальзак пишется лучше. И «Тысяча и одна ночь», и Апулей, Боккаччо… Да и много других ярких картин в мировой литературе. Вода, уважаемый президент, она не входит, а втекает. Седые волосы — это мягкая вещь; при всей отвратительности занятия Симеонову следовало бы их вытаскивать, но не отколупывать — это не болячка, а нечто, что не следует игнорировать. Бедные дети!
Также стоит сказать о современных поэтах. Замечаете ли вы, уважаемый президент, тонкое различие? У Толстой указано «нач.», а у Евтушенко целиком «начало». Видимо, это такая канцелярская табель о рангах; Евтушенко и старше, и известнее — вот ему и полное «начало».
Не сразу решились привести цитаты из учебника Бунеевых. Во-первых, на титульном листе внушительная надпись: «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Таким образом, критика учебника автоматически становится критикой Министерства. А критика Министерства может быть расценена как критика Правительства. И такая критика может обернуться неприятностями.
Поэтому, предохраняя себя от гнева властей, мы в самом начале процитировали ваши слова: «Составителям новой программы по литературе стоит прислушаться к критике».
