Представляем интересные подробности, которые дополняют предыдущий материал о провале проекта «электронного правительства». Эти данные создают готовую историю для расследования правоохранительными органами деятельности крупного чиновника федерального правительства.
Все больше оснований полагать, что IT-компания «Организационно-технологические решения» («ОТР»), ставшая крупнейшим подрядчиком федерального казначейства по разработке и внедрению автоматизированной системы ФК, имеет прямое отношение к Алексею Попову, директору Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации и фактически «главному айтишнику» правительства Путина.
Ситуация выглядит следующим образом: в 2004-2011 годах Алексей Попов работал на высокопоставленных должностях в федеральном казначействе, отвечая за внедрение автоматизированных систем. Странным образом компания «ОТР», до прихода Попова не имевшая опыта и специалистов в области автоматизации бюджетного процесса, получила крупнейшие контракты. В январе 2005 года Попов был назначен заместителем директора федерального казначейства, а в мае той же года «ОТР» неожиданно выиграла тендер на доработку и внедрение единого программного обеспечения для органов казначейства на базе системы «Центр-КС». При этом более опытная компания «Кейсистемс», разработчик «Центра-КС», была снята с тендера.
Победившая в тендере компания «ОТР», получившая крупный контракт, мгновенно оказалась в числе «самых быстрорастущих IT-компаний России». Она добавила к чужому программному обеспечению систему электронного документооборота, разработанную на основе исходных кодов системы BS-Client, ранее созданной компаниями БФТ и БСС. Учредителем и директором этих компаний в 1990-е годы был именно Алексей Попов. Удивительно, но с его приходом в казначейство, первый же крупный конкурс на разработку информационных систем выиграла небольшая компания, обладающая исходными кодами его прошлых фирм.
Компания БФТ, на сайте которой видно, что она занимается обслуживанием региональных и муниципальных органов власти, по удивительному совпадению стала работать с теми же региональными и местными властями, которые предпочитали услуги замглавы федерального казначейства.
С 2005 года «ОТР» стала крупнейшим подрядчиком федерального казначейства, получив от него более 3,6 млрд. рублей в период с 2005 по 2010 годы. В конце 2005 года были подписаны документы о внедрении системы «Центр-КС» во всех региональных отделениях казначейства, однако качество программы заметно ухудшилось после отстранения разработчика «Кейсистемс».
Внедренная система «Центр-КС», на которую было потрачено почти 4 млрд. рублей, изначально планировалась как временная и к 2011 году должна была быть заменена новой автоматизированной системой казначейства. Тем не менее, ее внедрение обернулось грандиозным скандалом: по отзывам пользователей, существующая версия системы попросту не работала, а закупленное оборудование не соответствовало техническим требованиям.
В марте 2011 года Путин назначил Попова главой IT-департамента, а в апреле – главой правительственной подкомиссии по внедрению проекта «электронного правительства», который также потерпел неудачу. Однако особый интерес вызывает вопрос о распиле средств на автоматизацию федерального казначейства.
Убежден, что аффилированность Алексея Попова и его прошлых компаний с «Организационно-технологическими решениями» должна быть предметом гласного расследования. Сделки этих компаний с государственными органами власти требуют проверки на предмет конфликта интересов. Мы говорим не о мелких чиновниках, а о высокопрофильных фигурах и проектах федерального значения, на реализацию которых были потрачены огромные суммы. Особенно примечательно, что речь идет о сфере, призванной продемонстрировать «инновационные» устремления нашего руководства. На данный момент «инновации» в основном касаются распила бюджетных средств.