Важным вопросом является обсуждение предложений правительства о повышении ставки НДС до 22%, которое представлено как способ снижения страховых взносов на фонд оплаты труда до 22%. Однако этот вопрос затрагивает глубинные проблемы налоговой системы, которые требуют детального анализа. Давайте рассмотрим эти предложения и саму налоговую систему более детально.
Основные претензии к инициативам правительства сводятся к следующим моментам: налоговая нагрузка в стране слишком высока, и данное обстоятельство игнорируется. Налоговую нагрузку нужно снижать, а не бездумно перераспределять с одного налога на другой. Мотивация предложений, касающаяся снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, не сработает, так как ставка страховых взносов в 22% остается чрезмерно высокой, что существенно не отличается от 30%. В то же время, рост НДС приведет к новым серьезным экономическим проблемам. Увеличится централизация налоговых поступлений в федеральном бюджете, а дефицитност многим социальным фондам только усугубится.
Предлагаемая «реформа» рассматривается как очередное усиление фискальной сверхцентрализации. Оппозиция уже давно поднимает вопрос о чрезмерной концентрации налоговых поступлений в руках федерального центра: около 65% собранных в стране налогов поступает в Москву, что приводит к тому, что регионы остаются без достаточных средств и вынуждены просить дотации из Минфина. Теперь предлагается сделать то же самое с социальными фондами — пенсионным, медицинским и социальным страхованием. Эти фонды и так испытывают дефицит и получают дотации из бюджета, и теперь их хотят сделать ещё более зависимыми от средств центрального бюджета, усиливая перераспределительную роль Минфина.
Дело в том, что НДС — это федеральный налог, который поступает напрямую в федеральный бюджет, в то время как страховые взносы идут в социальные фонды. Уменьшение страховых взносов приведет к еще большему дефициту социальных фондов, тогда как Минфин получит дополнительный денежный поток от возросших поступлений НДС. Фискальная сверхцентрализация в России должна быть пересмотрена. Оппозиция призывает наполнить социальные фонды доходами от таких компаний, как Газпром и Роснефть, которые значительно недоплачивают в бюджет, а налоговое бремя на предпринимателей должно быть снижено.
Сегодня в России собирается более 5 трлн руб. страховых взносов в социальные фонды, при этом Газпром и Роснефть платят лишь 100 и 50 млрд рублей соответственно, что составляет 1-2% от общего объема. Основная нагрузка по содержанию социальной системы ложится на плечи мелких и средних предпринимателей. Напротив, социальные фонды необходимо наполнять надежными источниками дохода от государственных компаний, а не делать их еще более зависимыми от бюджетных дотаций.
Снижение страховых взносов до 20% или 21% не решит проблему. Наивно полагать, что такой шаг может привести к тому, что бизнес выведет зарплаты из тени. Это не произойдет, так как налоговая нагрузка на фонд оплаты труда останется слишком высокой. Россия находится в числе стран с самой высокой налоговой нагрузкой на фонд оплаты труда, согласно рейтингу Paying Taxes. Важно отметить, что цифры в данном рейтинге не являются ставками взносов, а представляют собой долю от валовой прибыли модельной компании, которая идет на уплату соответствующего налога. Таким образом, хотя снижение ставок кажется привлекательным, вряд ли оно приведет к ощутимым позитивным изменениям в бизнес-среде.