Давайте более подробно рассмотрим финансовую отчетность Роснефти по МСФО, опубликованную накануне. Многие уже отметили резкий рост долга и падение чистой прибыли, и я хотел бы разобрать основные тенденции чуть глубже.
Рост долга действительно является главной проблемой: на данный момент он составил 3,6 трлн рублей, что на 300 млрд рублей больше, чем по итогам 2015 года. Это абсолютный рекорд для компании. Однако стоит учитывать, что к этому показателю необходимо прибавить еще обязательства в 1,6 трлн рублей по поставкам нефти в зачет полученной предоплаты — это фактически тот же долг. В итоге общие обязательства Роснефти по долгам и предоплате составляют 5,2 трлн рублей, что эквивалентно 104% от годовой выручки компании. Это действительно беспрецедентный показатель, учитывая, что у многих мировых нефтегазовых компаний соотношение долга к выручке находится в пределах 10-15%.
К сожалению, эти долги были накоплены не для инвестирования в производство, а в основном для скупки активов и удовлетворения амбиций руководства. В прошлом году Сечин обещал нарастить инвестиции в производство до триллиона рублей, однако, согласно итоговой отчетности, инвестиции составили лишь 709 млрд рублей, увеличившись на 114 млрд рублей за год. Долг при этом увеличился почти на 300 млрд рублей. Очевидно, что значительная часть заемных средств была направлена на приобретение активов, а не на развитие производства.
Примечательно, что падение чистой прибыли вдвое не было вызвано падением цен на нефть или ростом затрат. Выручка Роснефти в 2016 году практически не изменилась (снижение на 3,1%), и затраты также снизились примерно на 2,6%. В результате операционная прибыль уменьшилась лишь на 6,5%. Снижение чистой прибыли произошло из-за курсовых разниц и негативного сальдо между финансовыми доходами и расходами. Таким образом, это не объективные причины, а ошибки финансовых менеджеров компании и накопленные долги стали причиной снижения прибыли. Это может привести к сокращению дивидендных выплат в этом году, что негативно скажется не только на бюджете, но и на частных акционерах, которые, к сожалению, попали в невыгодное положение, купив пакеты акций Роснефти накануне снижения дивидендов.
Что касается добычи, то Роснефть показывает рост в 3,6% за 2016 год, однако это связано с показателями приобретенных предприятий, таких как Башнефть. Без этого прирост составил всего 0,9%. Тем не менее, стоит отметить, что компания впервые с 2013 года вышла на положительную динамику добычи, что было достигнуто за счет стабилизации работы Юганскнефтегаза. Однако в IV квартале 2016 года добыча Юганскнефтегаза снова снизилась на 0,4%.
К тому же стоит отметить, что крупнейшие проекты в Восточной Сибири практически не дают приростов, а новых крупных проектов, способных обеспечить значительный рост, нет. Таким образом, несмотря на рост объемов за счет Башнефти, без более значительных капиталовложений добыча компании, скорее всего, не изменится. В условиях растущей долговой нагрузки, особенно краткосрочных долгов, и отсутствия роста мировых цен на нефть будет сложно найти средства на инвестиции.
Очевидно, что Роснефть будет обращаться к правительству с просьбами о новых налоговых льготах и снижении дивидендов для бюджета. Согласно аналитикам, компания планирует увеличить разработку трудноизвлекаемых запасов, которые составляют 40% всех запасов. При этом Роснефть может рассчитывать на льготы по НДПИ, что позволит значительно снизить налоговые выплаты.
Таким образом, текущая финансовая ситуация Роснефти негативно сказывается на всех нас, поскольку одновременно идут разговоры о повышении налогов на имущество и доходы физических лиц. Важно понимать, что последствия этого «сечинского банкет» в конечном итоге лягут на плечи простых граждан.