В разгар новогодних праздников предлагаем вашему вниманию подробный анализ подписанного перед Новым Годом федерального бюджета на 2017 год. Этот важнейший закон задает основы жизни нашей страны на ближайшие годы, однако качественного анализа его содержания представлено крайне мало — и здесь есть на что обратить внимание.
Текст закона о бюджете с приложениями доступен для ознакомления. Бюджет сведен с дефицитом в 2,75 триллиона рублей, что составляет 3,2% от ВВП. Важно отметить, что, помимо средств Резервного фонда, Министерство финансов активно наращивает внутренний госдолг для финансирования бюджетного дефицита. Уровень расходов на 2017-2019 годы остается примерно на уровне 16 триллионов рублей. Это «бюджет выжидания», призванный сохранить старый уровень расходов в ожидании улучшения ситуации на нефтяном рынке или отмены санкций. Цена нефти в трехлетнем бюджете заложена консервативно — 40 долларов за баррель.
Интересно, что проект Минфина, внесенный в Госдуму в октябре, практически не изменился. Трансферты регионам остались на мизерном уровне, а расходы на медицину сокращаются. Новая Госдума, которой приписывали «повышенное влияние», не смогла выступить против правительства и поддержала все противоречивые идеи, заложенные в проект бюджета.
Структура расходов выглядит следующим образом: почти 50% бюджета направляется на финансирование силовиков и субсидирование государственных корпораций, около 30% — на пенсии и социальные выплаты, и лишь 6% — на образование и здравоохранение. Это говорит о том, каковы наши перспективы.
Особое внимание стоит уделить сокращению федерального бюджета на медицину, что уже вызывает серьезные опасения. Например, программа совершенствования системы оказания медицинской помощи онкологическим больным в 2017 году подверглась урезанию — изначально планировалось выделить 801 миллион рублей, что составляет всего 0,005% от общих расходов бюджета.
Интересный факт: среди депутатов Госдумы нового созыва оказывается и детский врач Дмитрий Морозов, избранный от округа в Москве. Как показала практика, попавшие во власть медицинские работники зачастую голосуют за сокращение расходов на здравоохранение. Так и случилось: Морозов, возглавивший Комитет по охране здоровья, поддержал урезание бюджета на медицину.
Сокращение расходов на медицину в ближайшие годы может иметь самые трагичные последствия для нашей страны.
Теперь подробнее о других важных статьях бюджета-2017: в разделе «Национальная экономика» продолжается дотирование неэффективных государственных корпораций. Это не дело государства — финансировать экономику, которую должны поддерживать частные инвесторы. Госинвестиции оказываются неэффективными, и вывод очевиден: необходимо отменить их и снизить налоги, которые в России слишком высоки.
В пределах статьи «Национальная экономика» также находят отражение расходы на субсидирование различных госкорпораций и госбанков — почти 400 миллиардов рублей, из которых 150 миллиардов предназначены для поддержки Внешэкономбанка, у которого проблемы с неэффективным кредитованием.
Субсидии госкорпорациям сопоставимы со всеми расходами бюджета на медицину. Также в экономический раздел входят проекты по поддержке Крыма и Севастополя — 140 из 195 миллиардов рублей.
Что касается «Общегосударственных вопросов», то в эту статью попало множество расходов, помимо содержания чиновников. Сложность заключается в том, что с течением времени бюджетный процесс стал менее прозрачным, и определить расходы на чиновничество стало сложнее.
Увеличиваются и расходы на обслуживание госдолга. В 2015 году они составляли 585 миллиардов рублей, а в 2017-м — уже 729 миллиардов. Внутренний госдолг также растет быстрыми темпами: с 7,3 триллиона рублей в 2015 году до 12,8 триллиона рублей в 2017-м.
Министерство финансов намерено активно занимать на внутреннем рынке, чтобы отложить исчерпание Резервного фонда. В банковском секторе накопилась большая лишняя ликвидность, что открывает новые возможности для заимствований.»