В последние дни вызывает раздражение обилие рассуждений политологов и мудрецов на тему, что «власть нам не с Марса упала» и «всё зависит от нас». Эти идеи подводят к привлекательному, но не всегда верному выводу: во всех наших бедах виноваты мы сами. При этом ни Господь Бог, ни Президент, ни Патриарх не несут ответственности. В результате возникает привычная сентенция о том, что «народ у нас поганый, никудышный, с гнильцой». Однако если взглянуть на ситуацию внимательнее, становится очевидно, что подобные суждения ничем не обоснованы.
Самым бездарным считается мнение, что «народец плохонький». В конце 20-х годов можно было бы сказать то же самое об итальянцах, а позже и о немцах, испанцах, китайцах, камбоджийцах, а сегодня, например, об иранцах. Но с таким подходом нельзя объяснить, почему в Северной Корее «народец плохонький», а в Южной — нет. Деление людей на «плохоньких» и «не очень» — не только неконструктивно, но и абсурдно. Не стоит бездумно повторять чужие слова, которые лишь отвлекают от реальных проблем.
Ни народ, ни общество никогда не бывают виновными. Они представляют собой некие данности, которые не имеют свойства быть хорошими или плохими. Древние латиняне не зря говорили: Vox populi – vox Dei. Примером может служить немецкий народ, который за тридцать лет успел побывать «культурным и просвещённым» до 14 года, «варварским и преступным» до 45-го, а потом, после 45-го, «покаялся» и вернулся к «нормальности». Скорость таких изменений вызывает вопросы: как ментальность народа может меняться так быстро?
На самом деле менялась не ментальность народа, а власть. Она разными способами приходила к власти, под прикрытием легитимности осуществляя свои действия. Изгнать преступную власть можно было бы только насильственным путем, однако всенародное восстание против тоталитарного режима практически невозможно. Народ виноват? Общество? Следует понимать: во всем, что происходит в любой стране, всегда виновата только власть.
Другой вопрос, что в некоторых странах система управления устроена так, что существует множество сдерживающих факторов, делающих невозможными эксцессы со стороны власти. Там уже сформировалось гражданское общество. Однако в новых, только что образованных государствах этого часто нет — они не успели выработать необходимые механизмы. Не стоит исключать также и популистское жульничество со стороны отдельных политиков.
Подводя итог, можно утверждать: народы живут по-разному не потому, что они таковы, а потому, что власть у них разная. Люди живут так, как управляет ими власть. В России власть на протяжении сотен лет была антинародной. Целью власти никогда не было улучшение жизни народа.
Конечно, можно уцепиться за аргумент, что российская власть именно такая, потому что такой народ. Этот тезис озвучил французский философ граф Жозеф де Местр: «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает». Однако это поверхностное утверждение, которое глубоко укоренилось в сознании, является не более чем заблуждением и не отражает истинные взаимоотношения между властью и народом.
Если задуматься, станет очевидным, что ни один народ в мире не имеет адекватной власти. Подавляющее большинство правителей хуже, чем люди, которыми они управляют. Эта максима — отголосок самодовольства, присущего внешне блестящим чиновникам. В большинстве случаев народ более здравомыслящий, чем его лидеры. Редко удается увидеть порядочного человека в роли национального лидера. Чаще всего к власти приходят манипуляторы, которые не понимают, какое место занимают.
Интересы правителей редко совпадают с интересами населения. Как правило, власть учитывает нужды народа только в контексте своих электоральных интересов. Народ в большинстве случаев выбирает власть, будучи обманутым политиками и пропагандой. В России, как и в других авторитарных режимах, народ имеет минимальное влияние на формирование власти.
Наблюдая за событиями, можно заметить, что народ не формирует власть, а наоборот, власть формирует народ так, как ей удобно. Россияне ничем не отличаются от народов Чехии, Колумбии или Австралии. Все люди обладают одинаковыми человеческими качествами: умом и глупостью, смелостью и страхом, благородством и подлостью — ничто человеческое нам не чуждо.
Проблема в том, что политические деятели манипулируют этими качествами, «активируя» самые низменные черты, и вынуждают нас действовать против наших интересов. Таким образом, власть «воспитывает» в народе качества, необходимые ей для управления. История СССР служит ярким примером этого процесса. Хотя многие сопротивляются, не все понимают, что вряд ли это поможет. Похоже, что власть сама приведёт нас к обрыву.
Эти мысли не радуют, но молчать о них было бы неправильно.