После заявлений египетских властей и лидеров ХАМАСа о том, что ни Египет, ни палестинцы не причастны к серии терактов вблизи Эйлата, стало очевидно, что пассажиры автобуса, следовавшего по 392-му маршруту, стреляли сами в себя, а водитель легкового автомобиля, в который попала противотанковая ракета, выбрал нестандартный способ покончить с собой. Однако вскоре выяснилось, что представитель египетского Высшего Совета, который с уверенностью заявил, что «ни один террорист не мог проникнуть в Израиль со стороны Египта», сделал это заявление, не проверив реальную ситуацию в приграничном районе. Лидеры ХАМАСа, будучи уверенными в своей невиновности, даже решили эвакуировать свои штаб-квартиры и переехать в более безопасное место.
Тем временем Народные комитеты сопротивления, одна из террористических организаций, действующих в Газе, первой заявила о своей причастности к этим терактам. Проблема в том, что эта организация, возникшая в Газе в ходе второй интифады, является сравнительно небольшой. В свое время, когда Комитеты возглавлял ныне покойный Джамаль Абу-Самхадана, его боевики участвовали во многих актах против израильтян, однако обычно это было «совместное производство» с ХАМАСом и Исламским Джихадом, которые всегда охотно брали на себя ответственность за злодеяния.
Растянувшийся на целый день теракт, в ходе которого террористы обстреляли два автобуса и выпустили противотанковую ракету по движущемуся автомобилю, выглядит как мега-операция, которая вряд ли под силу небольшой структуре. С 2006 года, после победы ХАМАСа на парламентских выборах, ни одна организация не действует без ведома руководства ХАМАСа. Хотя в ХАМАСе не обязательно санкционируют эти операции, они, по меньшей мере, должны быть уведомлены о готовящейся атаке.
ХАМАС давно наладил отношения с бедуинскими племенами в Синае, что позволяет им получать оружие, а за последние полгода, воспользовавшись бурным течением «Арабской весны», расширил свою деятельность и на этот полуостров. Всего за несколько дней до теракта египетские военные потребовали от Исмаила Хании, лидера ХАМАСа, выдать нескольких палестинцев, подозреваемых в атаке на полицейский участок в Аль-Арише и в попытке теракта в районе газопровода, поставляющего газ из Египта в Израиль. После всех этих ужасных преступлений боевики ХАМАСа вернулись домой в Газу, и, похоже, их собратья вновь использовали территорию Синая для проникновения в Израиль.
Поэтому утверждения египетских военных о том, что ни один террорист не смог бы прорвать синайские кордоны, выглядят не очень обоснованными. Каждый день десятки, а иногда и сотни беженцев из Судана и Эритреи безнаказанно пересекают границу с Израилем, ускользая от зорких египетских солдат. Кстати, Хания отказался выдать своих людей египтянам, однако это лишь детали. Главное, что за прошедшие полгода с момента революции на Тахрире, в Израиле продолжали закрывать глаза на происходящее в Синае и, несмотря на регулярные взрывы газопровода и предупреждения о готовящихся терактах, предпочитали надеяться на авось.
Да, Израиль не может вернуть Хосни Мубарака на пост президента, и не может навести порядок на Синае, однако можно было ускорить строительство заградительных сооружений, на что уже был выделен бюджет. Можно было закрыть 12-е шоссе на ремонт, можно было усилить патрулирование этой зоны и изменить маршруты автобусов, направляющихся из Беер-Шевы в Эйлат. Пока Синай погружался в анархию, в Израиле продолжали жить, как будто ничего не произошло, делая хорошую мину при плохой игре.
На самом деле, происходящее на Синае и в Сирии, где режим теряет контроль над некоторыми районами, не может не сказаться на безопасности Израиля. Египетская армия при всем желании не может решить все проблемы в Синае, включая контрабанду оружия и наркоторговлю, а также присутствие террористических организаций. Даже в лучшие времена, когда Мубарак использовал всю мощь против возмутителей спокойствия, он лишь добивался временных передышек, но не стабилизировал ситуацию в этом туристическом раю. Постепенно Синай превращался в плацдарм для всех заинтересованных террористических организаций.
Праздник для террористов начался 25 января 2011 года, в самом начале египетской революции. Фараон пал, и с ним ушли в небытие всесильные структуры МВД и досье на многих людей, которые сегодня окапываются в песках Синая. Несмотря на то что Израиль пока не собирается действовать на территории Синая, нужно срочно заняться созданием заградительных сооружений на границе с Египтом. Упущено полгода, но, как говорят, лучше поздно, чем никогда. Эта мера может частично решить проблему в краткосрочной перспективе. Одновременно стоит готовиться к новому конфликту в Газе, которая является заказчиком синайского террора.
Вероятно, эскалация ситуации на египетско-израильской границе в сочетании с продолжением обстрелов Юга Израиля может привести к новой военной операции против сектора Газа. Если вновь будет избран формат «Литого свинца», периоды между войнами с Газой будут становиться все короче, а Синай будет расширять свое присутствие. На сегодняшний день очевидно одно: Газа остается израильской проблемой номер один, Синай же претендует на второе.