В Германии вспоминают сжигание нацистами десятков тысяч книг 75 лет назад. Выступая в Берлине по этому поводу, президент Германии Хёрст Келлер призвал защищать свободу слова. «Сегодня мы со стыдом вспоминаем об этом. 75 лет назад не только в Берлине, но и по всей Германии десятки тысяч аплодировали и радовались, когда книги Фрейда, Маркса и многих других студенты бросали в огонь», — заявил Келлер.
Он отметил, что сожжение книг стало символом репрессий по идеологическим соображениям и подавления свободы слова. 10 мая 1933 года в Берлине студенты под руководством нацистов сожгли свыше 20 тысяч книг еврейских, социалистических и пацифистских авторов, включая Бертольда Брехта, Зигмунда Фрейда, Максима Горького, Карла Маркса, Генриха Гейне, братьев Маннов, Стефана Цвейга, Эриха Кестнера, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя. Всего было уничтожено произведения 149 авторов.
Этот акт стал первой ступенью к идеологическому контролю над литературой. 22 сентября 1933 года был издан декрет о создании Имперской палаты культуры. К 1939 году отдел литературы полностью контролировал работу 2 500 издательств и типографий, а книжная торговля была под строгим надзором.
С 1947 года 10 мая в Германии отмечается День памяти о публичном сожжении книг. В 1995 году на исторической площади Бебеля был установлен монумент, представляющий собой помещение в земле с пустыми книжными полками, накрытое стеклянной плитой. В 2006 году Центр европейско-еврейских исследований имени Мендельсона в Потсдаме инициировал создание «Библиотеки сожженных книг». Центр планирует воссоздать 316 из уничтоженных книг и сделать их доступными для школ и гимназий.
В 2006 году первый экземпляр из «Библиотеки сожженных книг» — подборка сочинений Хуго Пройса, автора проекта Веймарской конституции 1919 года — был передан всем депутатам бундестага.
В то же время в России продолжаются события, вызывающие беспокойство. Верховный суд Дагестана оставил в силе решение о уничтожении религиозных книг, изъятых у последователя турецкого богослова Саида Нурси Зиявдина Дапаева. Это решение свидетельствует о запрете и уничтожении исламской литературы, включая тафсиры Корана, признанные во всем мире.
Несомненно, через какое-то время придется повторить слова Келлера: «Сегодня мы со стыдом вспоминаем об этом. …Десятки тысяч аплодировали и радовались, когда книги бросали в огонь». Интересно, как эти новости накладываются на годовщину Победы над фашизмом, который в 1933 году на площадях Берлина сжигал тысячи книг. «Я видел костры из книг. Я слышал собачий лай. И если один крикнет: «Зиг!» — миллионы ответят: «Хайль!» Да, фашизм начался из сожжения книг…»