«Бессмертный полк» прошел в четвертый раз по всему миру, охватив сто стран. Первые два года я следил за шествием только по телевизору, и это вызывало у меня глубокие эмоции. Нет, «нравилось» — не то слово, это было до слез. В прошлом году я вместе с женой вышел на улицу, оторвавшись от экрана, и наблюдал за событием вживую на Тверской. В этом году я понял, что созрел, что могу, а значит, должен. И два моих деда, пропавших без вести, тоже должны быть здесь. Мы пошли вместе с дедом, совсем молодым человеком, ему было чуть за тридцать.
Более миллиона человек прошло по Москве с портретами своих близких. И не было никакой заорганизованности — могу это подтвердить. Люди шли в своем бессмертном полку, потому что так велела их душа. Я из зрителя превратился в участника, как будто вышел из телевизионного или киноэкрана и попал в реальную жизнь.
Конечно, есть те, кто недоволен. Их немного, но они есть. Они говорят, что это был карнавал, крестный ход, новая религия. У них свое мнение — мол, не может так много людей просто выйти с портретами на улицу без давления. Они вспоминают, что эту акцию придумали томские журналисты с телеканала ТВ-2, а государство присвоило себе их идею. Но стоит тогда гордиться этим, а не брюзжать. Не стоит быть похожими на ту лягушку, которая кричала: «Это я, это я придумала!» Придумали, и спасибо им.
Не было никакой пиар-компании, были обычные люди, которые помнят. Люди, а не толпа. Такое братство, доброта, взаимопонимание я не испытывал уже давно. Пожалуй, только дважды: 21 августа 1991 года после победы над ГКЧП и 10 декабря 2011 года на Болотной. Никто не наступал друг другу на ноги, не хамил, не ссорился. Все улыбались, кричали «ура!» и пели военные песни вместе с репродуктором. Это было прекрасно!
«Вы нас даже не представляете» — это был лозунг Алексея Навального на Болотной и Сахарова, когда собиралось по 100 тысяч. Теперь Навальный собирает во много раз меньше, и те, кто прошел 9 мая до Красной площади с портретами фронтовиков, тоже могут сказать: «И вы нас не представляете». Народ сам вышел на улицы, потому что в этом есть необходимость.
И я хочу сказать: либералы, в следующем году присоединяйтесь к нам, не стесняйтесь. И вы, миллиардеры-силовики, тоже присоединяйтесь. Мы все одна страна. Леша, Навальный, приходи, не пожалеешь. И Путин здесь ни при чем, у него отец воевал.