Бостонский марафон, завершившийся трагическими взрывами на финише, проходит всего в пятидесяти метрах от моего дома. Марафонцы, подбадриваемые криками «Go, go!» многочисленных болельщиков и волонтеров, добрались до нас примерно к 10 утра. В полдень жена уговорила меня выйти прогуляться и посмотреть на бегунов, при этом передав мне свой фотоаппарат. Я сделал несколько снимков – обычный марафон, ничего особенного. Фотографировал почти мимоходом, между делом.
Когда через три часа стало известно о взрывах, марафон у нас уже завершился, и движение по Washington Street было восстановлено. Как всегда, мгновенно убрали пустые пластиковые стаканы и желтую кожуру от апельсинов вдоль тротуара. Ничто не напоминало о марафоне или взрывах. Я живу в Wellesley, а события развернулись в Downtown Boston, но паники, о которой писала Маша Гессен на сайте «Свободы», я не заметил – вообще никакой реакции вокруг.
Через пару часов мы поехали в Needham по делам, и мне не встретилась ни одна полицейская машина, ни одного человека, который бы повел себя так, как будто в соседнем районе произошел теракт. Добровольцы тем временем сдавали тонны крови для более чем сотни раненых, и в городе, по сути, началась война. Проходя мимо соседки с собачкой и ее приятеля, я услышал разговор на, казалось бы, не относящуюся к взрывам тему. Конечно, все в курсе, но стили поведения такие, что кричать «ужасно» или говорить на повышенных тонах не наблюдается.
Кстати, сотовая связь у нас не отключалась, движение не перекрывали, а объекты не ставили под охрану – лишь несколько кварталов центра Бостона оказались в трудной ситуации. Помимо погибших и раненых, это также затронуло марафонцев, приехавших из разных стран и городов Америки – у них возникли проблемы с вылетом (аэропорт Бостона временно не работал), гостиницы центра города были эвакуированы.
Выступивший по телевизору Обама не назвал взрывы терактом, но это слово уже начали повторять. Крайне консервативный Fox News поспешила сообщить, что у полиции есть подозреваемый – 20-летний выходец из Саудовской Аравии, однако через час эти сведения были опровергнуты. Очевидно, Fox News заинтересована в этом, поскольку, помимо сенсационных новостей, им хочется вернуть исламофобию, которой американцы переболели после 11 сентября. И, конечно, заработать на паршивом национализме. Здесь, безусловно, присутствуют элементы сталинизма.
Тем не менее, кто-то все же понесет ответственность за теракты. У американцев (как у государства, так и общества в целом) есть такая черта: не прощать обид, не оставлять безнаказанным, несмотря на кажущееся христианское смирение. Я бы даже назвал эту черту почти библейской мстительностью. Они отвечают не сразу, но всегда и беспощадно. Но прежде всего нужно найти ответы на вопросы: кто, зачем, как? Кто взрывал, зачем и как удалось обойти службу охраны? От быстроты получения ответов зависит многое, в первую очередь – репутация Обамы: в Америке за все отвечает глава государства. Это справедливо. Кому же еще нести ответственность?