24 марта 2011 года Правительство России приняло Постановление №211, согласно которому список организаций и физических лиц, подозреваемых в экстремизме, будет сделан публичным. Это решение может значительно расширить круг лиц и организаций, к которым могут быть применены ограничительные меры, затрагивающие права и свободы граждан.
Одним из основных недостатков является то, что внесение в список экстремистов может происходить до решения суда, на стадии следствия. Это нарушает принцип презумпции невиновности, поскольку суд еще не признал человека виновным, а меры реагирования уже принимаются.
Также следует отметить, что понятия терроризма и экстремизма зачастую смешиваются. Терроризм подразумевает совершение тяжких преступлений, таких как взрывы или захват заложников, тогда как экстремизм ограничивается публичными высказываниями и идеями, не всегда четко очерченными законом.
Следует обратить внимание на то, что честь и имя человека может быть запятнано публикацией в данном списке. Постановление предписывает размещение личных данных: паспортные данные, дата и место рождения, адрес места жительства или пребывания. Это может ограничить право распоряжаться своими финансами и разрушить социальные связи.
Данный список также может негативно сказаться на трудоустройстве, что является нарушением прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Неясно, кому адресован этот перечень, так как это не оговорено в законе. Любая организация может на его основании отказать человеку в удовлетворении его потребностей или реализации его прав.
Особое беспокойство вызывает вопрос о том, кто может попасть в этот список. В предыдущей версии определение основывалось на «участии в экстремистской деятельности», в то время как новая версия говорит о «причастности к экстремистской деятельности или терроризму». Такое расширение понятия может привести к неограниченному числу потенциальных жертв.
Подобные изменения в определении критериев лишь подтверждают тенденцию отечественного законотворчества. Например, в законе о противодействии экстремистской деятельности № 114-ФЗ первоначальное определение экстремизма включало возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, связанной с насилием. Однако после доработок ключевые слова были удалены, и с июля 2007 года определение звучит значительно шире.
Существуют также «черные списки», такие как список экстремистских материалов, который насчитывает более 800 записей и продолжает расти. Практика показывает, что даже после отмены судебного решения о признании материалов экстремистскими, изъять их из списка крайне сложно.
Проблема с изъятием материалов привела к обращениям в Генпрокуратуру и Следственный комитет с требованиями о возбуждении уголовного дела против Министерства юстиции России. Публикация «черных списков» может обернуться новыми проблемами и нарушениями прав человека.
Вышеописанные недостатки, скорее всего, являются следствием излишней политизированности в законодательном процессе. Единственным решением проблемы является изменение законодательства о противодействии экстремизму в соответствии с высокими стандартами не политизированной юриспруденции.
Государство должно стремиться к улучшению жизни граждан, защищая их права и свободы, что должно стать его главной обязанностью. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», — гласит статья 2 Конституции Российской Федерации.