Итоги пока остаются предварительными. Судя по голосованию в программе «Говорим по-русски» в воскресенье, 28 июня, 94 процента слушателей одобряют идею введения наказаний, включая штрафы, за публичную матерщину. Честно говоря, я не поверила своим глазам. Когда идешь по улице, поеживаясь от крепких слов справа и слева, кажется, что ты совершенно один. А тех, кто считает это нормальным, действительно много. Откуда же эти невероятные 94 процента?
Обсуждение в воскресном эфире, а ранее и в блоге, лишь укрепило мою прежнюю позицию. Ни один из контраргументов меня не убедил. Поэтому еще раз — коротко. Да, я за то, чтобы штрафовать за матерщину в общественных местах. Публичный мат для меня — явление такого же порядка, как курение в лицо некурящим, если некурящие этого не хотят. Я выступаю за то, чтобы мат был вытеснен, как курение, в «специально отведенные места».
Неправда, что эти «места» и условия употребления нельзя определить. Можно, и это не потребует больших затрат времени, сил и денег. Мне задавали множество вопросов: а литература? А кино? А театр? А концерты? А выставки? А аудиокниги? Простите, но в чем проблема? В этих областях мат может появляться, и еще как! Достаточно поставить на обложке книги помету «содержит ненормативную лексику». То же самое касается и дисков. На билетах в театр и кино, на афишах спектаклей или фильмов — предупредите. Тогда это будет доброй волей потребителя, зрителя, читателя. Он БУДЕТ ЗНАТЬ! И, соответственно, выбирать.
Что касается радио и телевидения — конечно, нет. Хотя… если это «закодированный» платный канал — на здоровье. Транспорт, улица, магазины? Нет. Зато у себя дома — сколько угодно. Еще говорили, что нельзя определить, за что именно штрафовать. Однако это также неправда. Думаю, комиссия лингвистов-экспертов справилась бы с «определением» за неделю.
И наконец, есть вещи — их немного! — которые, на мой взгляд, не требуют объяснений. Они не должны быть предметом споров. Это должно быть частью общественного договора. Убивать нельзя. А ведь можно начать дискуссию и по этому поводу: кто, собственно, сказал, что это нехорошо? Нельзя. Точка. Курить в общественных местах нельзя. Только в специально отведенных. Нельзя. Мы так договорились.
Я бы хотела, чтобы когда-нибудь сама возможность публичной матерщины не обсуждалась в принципе. Но это лишь мое желание… А вы — как хотите?