На днях ко мне подошел коллега с неожиданным вопросом: не знаю ли я, какие учебники лучше всего подойдут мигрантам для изучения русского языка. Да, я в курсе, что такие учебники разрабатываются и, возможно, уже существуют, хотя о их эффективности не могу поручиться.
Но самое интересное заключается в другом: зачем это моему коллеге, москвичу? Дело в том, что к нему во дворе подошли рабочие из Средней Азии. Хорошие ребята, говорит он, и они очень хотят учить русский язык, знание которого должно помочь не только в разговоре, но и в письме. Более того, они договорились с местным магазином о том, чтобы их пускали в подсобку поздним вечером, чтобы заниматься математикой. Теперь вот бы еще и русский язык освоить, но они не знают, какой учебник выбрать.
Я, конечно, планирую проконсультироваться с знакомыми филологами и обязательно отвечу коллеге, а через него — и тем самым рабочим. Но разве дело только в учебниках? Почему, повторяя заклинания о «великом и могучем» и о необходимости его распространения по миру, мы словно не замечаем, что рядом с нами, в нашей стране и наших дворах, уже живут миллионы людей, которым остро необходимо знать русский язык? И мы, в свою очередь, нуждаемся в том, чтобы они этот язык знали.
Это значительно облегчает жизнь как нам, так и им, пока они находятся здесь. И, кроме того, они смогут нести русский язык в свои страны, когда и если вернутся. Вот и получается, что распространение языка по миру может происходить совершенно естественно и без специальных мер. Однако эти люди до сих пор не знают, как им реализовать свое желание выучить русский.
Конечно, существуют дорогие репетиторы и аналогичные курсы, но стоит ли объяснять, что такой путь не подходит для мигрантов? Русский язык для них в России мог бы стать настоящим стратегическим оружием, более мощным, чем любое СНВ. И за такое оружие я бы не пожалела денег, ведь оно, в отличие от любого другого, действительно окупилось бы.
Так кто же должен взять на себя задачу обучения мигрантов русскому языку? Обсуждение этой темы начнем здесь и продолжим в четверг, 18 июня, в программе «Поехали» после 22 часов.