По воле случая, не планируя заранее, оказалась с коллегами на первом показ запрещённого фильма «Смерть Сталина» в кинотеатре «Пионер». Лента демонстрировалась на английском языке с субтитрами, и за это стоит сказать спасибо «Пионеру» — оригинальные голоса актеров придают фильму особую ценность. Я большой поклонник британского юмора и совсем недавно с удовольствием смотрела «Монти Пайтона» и «Жизнь Брайана». Однако «Смерть Сталина» — это не типичная британская комедия. Местами действительно смешно и остроумно. Например, когда поддатый Хрущев диктует жене, что успел наговорить на ужине у Сталина, или когда выбирали девочку для фотографии с Маленковым, чтобы она напоминала девочку, которую держал на руках Сталин. Или когда Хрущев и Берия бегут к дочери вождя Светлане, чтобы перетянуть её на свою сторону. Также запоминается момент, когда Жуков отчитывает Хрущева за заговор против Берии, и тот бледнеет, но тут же говорит, что шутит…
Чаще же меня охватывало ощущение мурашек по коже. Авторы фильма проделали выдающуюся работу, не просто высмеивая, а гиперболизируя реалии сталинской эпохи. Это не пародия, а своего рода софиты, направленные на темы, которые долгое время замалчивались и искажались в общественном сознании. Вместо того, чтобы углубляться в художественные детали, стоит обратиться к высказываниям наших думских «запрещунов», которые так ратовали за отзыв у фильма прокатного удостоверения. Например, член Общественной палаты Павел Пожигайло заявлял: «В ленте оскверняются наши исторические символы — советский гимн, ордена и медали». Я же не заметила ни одной сцены осквернения российских «исторических символов». Ордена и медали присутствуют исключительно на мундирах персонажей и на покрывале гроба Сталина — никаких безнравственных действий с ними не производилось.
«Маршал Жуков изображается придурком» — мне, наоборот, показалось, что именно он из всех политических игроков представлен наиболее адекватно. Мыслит четкими категориями, не унижается ни перед кем, а ещё и подкалывает чекистов, что явно запутываются в собственной лжи. «Кроме того, в фильме присутствуют сцены чрезмерного насилия. Это противоречит правилам выдачи фильмам прокатного удостоверения» — действительно, у нас в фильмах не бывает чрезмерного насилия? В лентах о Джеймсе Бонде его вообще не наблюдается — там акулам людей скармливают, а в «Грузе-200» так вообще всё показано как-то безобидно, не правда ли?
Если уж говорить о «чрезмерном насилии», то стоит хотя бы открыть Википедию, господин Пожигайло, и посмотреть, сколько миллионов человек погибли от рук НКВД, в нечеловеческих условиях ГУЛАГов, во время массовых этнических депортаций и ужасных голодоморов по всей стране. Вот что можно назвать чрезмерным насилием, а не показушное битьё по морде на экране кинотеатра. На самом деле в «Смерти Сталина» очень немного сцен прямого насилия. Зато достаточно отсылок к настоящему: как приезжали «воронки» по ночам и забирали целые семьи; как издевались и насиловали женщин, попавших в тюрьму; как пытали людей на допросах, заставляя их очернить друзей и знакомых; как убирали всех свидетелей «неудобных» исторических событий, одним из которых стала смерть Сталина.
Кстати, о вожде, лежащем на ковре в луже собственной мочи — это, наверное, оскорбило наш минкульт больше всего? Во многих источниках описывается именно так состояние Сталина в тот день. Создатели фильма провели огромную работу, изучая исторические факты, легенды и биографии участников тех событий. В отличие от множества зарубежных фильмов, где русские представлены исключительно как плохие парни, в этом фильме нет стереотипов. Костюмы, декорации, диалоги — всё проработано до мелочей. Многие события перекликаются с реальными историческими событиями.
Если открыть книги по истории, почитать биографии Берии, Молотова, Хрущева и других, сразу станет ясно, откуда пришли важные детали, на основе которых развивался сюжет. Часто используется прием ускорения, сокращения времени между событиями, что является нормой для кино. Министр культуры Владимир Мединский отметил, что многие люди старшего поколения воспримут фильм как оскорбительную насмешку над советским прошлым, и над жертвами сталинизма. Но, как сказал режиссер Армандо Ианнуччи: «Русские, которые видели этот фильм, сказали, что он смешной, но правдивый». Соглашусь с ним: этот фильм местами смешной, но до дрожи правдивый.
Никто не насмехается над жертвами сталинизма. Напротив, речь о них идет громко и ярко, не позволяя преуменьшать масштабы сталинского террора. Настоящим оскорблением для меня является то, что в наших школах не говорят о сталинском терроре и что организации, собирающие списки жертв, как «Мемориал», считаются иностранными агентами. Сталина воспевают как спасителя, в учебниках пишут о его успехах, а не о сотнях тысяч людей, отправленных на расстрел или в ссылку.
Вот это меня по-настоящему оскорбляет. Правнук Сталина Яков Джугашвили заявил: «Как можно считать человеком человекообразное существо, для которого смерть является поводом для смеха?» Однако, как заметил наш замглавред Владимир Варфоломеев, фильм оскорбляет тех, кто узнал в интерпретации известных исторических персонажей самого себя. Фильм действительно отличный — актеры потрясающие, костюмы шикарные, реквизит на уровне. И слоган: «Каждый товарищ сам за себя» — что надо.