В Южном Судане разгорается новая гражданская война. С отделением Южного Судана враждебно настроенный север перекрыл для своих сепаратистов поставки нефти по трубопроводам, что привело к коллапсу местной экономики. Эта ситуация усугубляется чудовищной коррупцией и этнократией, переходящей в чистки по племенному признаку. В стране насчитывается более 60 племён, самое крупное из которых не превышает 15% населения и формирует почти всю правящую верхушку.
После отстранения президента из господствующего племени вице-президента, представляющего второе по величине племя, это последнее стало центром объединения других недовольных племён, приближая страну к гражданской войне. Уже сегодня Южный Судан охвачен военными столкновениями: десятки тысяч беженцев покидают страну, за последние две недели убито, по меньшей мере, несколько сотен человек, а несколько провинций полностью захвачены повстанцами.
В стране процветает криминал, множество бандитских группировок промышляют грабежами по этническому признаку. Для нормализации ситуации международная общественность держит в стране воинский контингент около 7000 миротворцев ООН и 700 полицейских. На днях было принято решение увеличить его на 5,5 тысяч миротворцев и 423 полицейских.
Опыт Африки показывает, что попытки внедрить в развивающиеся страны европейскую риторику о «правах человека» без обеспечения механизмов их реализации приводят к прискорбным последствиям. На практике, для обеспечения процветания народов в первую очередь необходим правопорядок, который не достижим без силового преимущества. Когда ситуация становится критической, западные державы забывают о принципах суверенности и гуманизма и вводят войска. Исторический опыт подтверждает, что именно силовой метод работает, не только армейскими или полицейскими подразделениями.
Не заклинания о «правах человека», а вооружённая сила сдерживает народы от падения в варварство. Африка является одним из наименее вооружённых регионов, и это делает её наиболее нестабильной, подверженной преступности и криминалу. Дефицит оружия, находящегося в законопослушных руках, создает проблемы безопасности.
Если бы в Южном Судане были эффективно вооружены не только бандитские группировки, но и зачатки среднего класса, интеллектуалы и гражданская служба, возможно, международные контингенты не были бы необходимы. Проблема третьих стран заключается в том, что силу представляют лишь вооружённые военные, тогда как гражданское общество оказывается беззащитным.
История подсказывает, что предотвращение произвола возможно лишь при условии наличия хорошо организованной силовой структуры. Например, в 2006 году власти потребовали от жителей городка Акобо сдать оружие, ссылаясь на защиту полиции. В результате, в 2009 году жители соседнего племени совершили налет и убили 11 солдат и около 150 безоружных гражданских. Если бы власти вместо разоружения провели мобилизацию и вооружение местных жителей, сам собой возникли бы силы, способные защитить себя.
Неприятности, подобные трагедии в Акобо, происходят по всему миру, включая нашу страну. Во времена казацких застав на Кавказе ситуация была спокойнее, чем после насильственного «расказачивания». Причина кроется в том, что власти везде, от Вашингтона до Южного Судана, пытаются подавлять гражданскую самооборону, игнорируя ее необходимость.
Недавний опыт СУАР в Китае, где, несмотря на строгую антиоружейную политику, происходят массовые резни, подтверждает, что дефицит оружия лишь усугубляет ситуацию. Попытки решить проблемы в Африке через субсидии и гуманитарную помощь безрезультатны. Вместо этого, было бы логично, чтобы международные контингенты занимались не только спасательными операциями, но и обучением местного населения.
Во времена антигитлеровской коалиции подобные действия способствовали предотвращению геноцида. Сейчас же, когда речь идет о решении «гуманитарных катастроф», методы вливания помощи вместо активных действий по обучению местных граждан лишь продолжают усугублять кризис.