Часто утверждается, что гражданское оружие является признаком отсталых стран и пережитком прошлого, за исключением разве что США. Однако факты говорят о другом.
В развитых странах в среднем на каждые 100 жителей приходится около 20 единиц огнестрельного оружия, в то время как в России этот показатель составляет 9 единиц. Для сравнения, в Африке он равен 1. В среднем по миру уровень вооружённости колеблется в пределах 7-12 единиц на 100 человек.
Также стоит обратить внимание на соотношение данных о количестве оружия и уровнях убийств на душу населения. Первые пять наиболее безопасных стран Европы, включая Австрию, Норвегию, Швейцарию, Словению и Исландию, имеют средний уровень убийств всего 0,5 инцидента в год на каждые 100 тысяч жителей, при этом на каждую сотню жителей в этих странах приходится в среднем 30,2 единицы оружия. В то же время пять наименее безопасных стран Европы, среди которых Россия, Молдавия, Украина, Литва и Эстония, демонстрируют среднее значение в 6,5 единиц оружия на 100 жителей и уровень убийств в 6,9 инцидента в год на каждые 100 тысяч человек.
С чем это может быть связано?
Гипотеза о том, что уровень ВВП на душу населения влияет как на уровень убийств, так и на вооружённость общества в одностороннем порядке, а количество гражданского оружия не оказывает влияния на преступность, была опровергнута. Страны с аналогичным уровнем благосостояния демонстрируют обратную зависимость: больше оружия — меньше преступность.
Эта закономерность не удивительна, если вспомнить, что образ Фемиды изображается не только с весами, но и с мечом. Без него обеспечение прав остается лишь благой декларацией. Мысль о том, что с этой функцией может справиться только государство, без участия гражданского общества, должна столкнуться с воспоминанием о сталинской конституции 1936 года — образцово правовой и демократичной в своих декларациях. Однако реализация этих благ без широкого участия и сдерживания гражданского общества может вызвать недовольство. Не будем забывать и о том, что по уровню насильственной преступности СССР стабильно опережал «гниющий запад», обладая значительными показателями гражданской вооружённости. Даже самая идеальная и массовая полиция не может находиться на каждом углу.