Мы должны научиться продавать снег

Никакая другая русская идея, бренд или представление о русском мире не могут сравниться с Русской Зимой. Об этом я задумался, катаясь на лыжах с Иван-горы, начиная с дороги из Улан-Удэ к Байкалу, где снег достигает подбородка. Затем я посетил Хохловку — музей деревянного зодчества под открытым небом в Пермском крае, ледяной городок в Перми и, в конце концов, насладился лыжной эпопеей с дочкой на Иван-горе. Русская зима — это и «русская идея», и «туристический бренд», и интегратор всех возможных и невозможных, простых и сложных русских идентичностей.

Во-первых, это действительно впечатляюще. Поверьте, я отдыхал на Ямайке, Гоа, Мальдивах, в Иордании, Китае, Венеции, Италии и Франции. Однако впечатления от снежной зимы ничем не уступают, а порой даже превосходят их. С учетом современных технологий обогрева: термобелья, компактных обогревателей и лыжных курток, удерживающих тепло весь день, никаких неудобств не возникает.

Во-вторых, это фантастически красиво. Никакие уродливые и китчевые идеи наших архитекторов и горе-дизайнеров не способны затмить красоту заснеженного города, гор и полей. В-третьих, зима — это здоровье. Румянец на щеках, бодрость и свежесть, подвижность и азарт — все это возможно лишь в холодное время года. Тогда как жара вызывает лень и сонливость. Например, Иван-гора под Пермью по разнообразию активностей может легко соперничать с самым продвинутым аквапарком, притом при минимальных вложениях. Главный строительный материал — снег, который лежит тоннами и кубометрами.

Русская зима, с одной стороны, вне политики, а с другой — она воевала вместе с нами, как против французов, так и против немцев. Таким образом, это весьма патриотичный бренд, к которому легко привязываются другие «сугубо русские» понятия. Русская водка что делает? Согревает. После русской бани куда лучше всего прыгнуть? В сугроб. И так далее. Здесь нет шовинизма и квасного патриотизма. Русский снег, русский румянец, русские горки, русский лес и русские зимние игры.

Снежная зима для России может стать тем же, чем является Средиземное море для Турции или культурные руины для Италии — ярким, привлекательным образом, уникальной нишей в мировом туризме. Важно научиться продавать снег, ведь его у нас больше, чем нефти и газа. На Байкале меня поразили местные чиновники, жалующиеся на короткий сезон — только июль и август. Но, побывав в различных природных заповедниках, мне гораздо интереснее четыре месяца зимы. Здесь мы вне конкуренции с нашими просторами и возможностями, разнообразием природы.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы