Роскомнадзор (РКН) действовал в соответствии с законом, отправив хостеру уведомление о внесении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в реестр. Ожидание ответа не дало результатов, в связи с чем, согласно 139-ФЗ, было направлено предписание о внесении IP в тот же реестр (Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, содержащих запрещенную информацию в Российской Федерации).
Оператор IP заблокировал адрес в соответствии с законодательством и предписанием РКН. Далее в ситуацию вмешиваются домыслы, тайны и расследования, хотя всё достаточно прозрачно. Сайт Lurkmore.to зарегистрирован в доменной зоне республики Тонго, и как регистратор, так и хостинг данного проекта находятся за пределами действия российских законов, то есть за рубежом. Печально осознавать, что западные проекты не всегда соблюдают наши законы.
В статье 15, пунктах 7-10 139-ФЗ четко прописан алгоритм блокировки:
7. В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в реестр, провайдер хостинга обязан проинформировать владельца сайта и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы с запрещенной информацией.
8. В течение суток с момента получения уведомления от провайдера хостинга, владелец сайта обязан удалить такую страницу. В случае отказа или бездействия, провайдер хостинга ограничивает доступ к сайту.
9. Если провайдер хостинга или владелец сайта не предпринимает действия, сетевой адрес включается в реестр.
10. Оператор связи обязан ограничить доступ к сайту в течение суток с момента включения его в реестр.
Существует предположение, что хостинг-провайдер и владельцы сайта не отреагировали на запрос Роскомнадзора, что и привело к блокировке IP и его включению в реестр. Проблема трансграничности, то есть сложность взаимодействия между Роскомнадзором и западными площадками, как никогда актуальна. Многие из них не знают или игнорируют законы, действующие на территории России.
Данный закон касается исключительно распространения детской порнографии, наркотиков и суицида, прямого подстрекательства к ним. Таким образом, истерия вокруг 139-ФЗ является надуманной: если нет нарушения закона, переживать не стоит.
Какие рекомендации можно дать администрации сайта, неожиданно оказавшейся в реестре, вне зависимости от того, было ли уведомление? Как показала практика, наиболее эффективным явлением является прямое общение с Роскомнадзором. Ответственные лица готовы рассматривать предложения и пожелания.
Какие подводные камни скрыты в реализации данного закона? На мой взгляд, их всего два: если пойдёте направо — IP будет заблокирован, а на одном IP может находиться до 10 000 сайтов. Если IP — облачный, ситуация усугубляется. Налево пойдёте — ничего не найдёте, так как взаимодействие РКН с западными хостингами остаётся под вопросом. Если же пойдёте прямо — попадёте в реестр. Если на сайте нет запрещённого контента, можете быть спокойны: вас никто не тронет.
