Путиниана

О Путине поют песни и снимают фильмы. Вспоминается Гимн Брежневу со словами «Спасибо вам, за ваш священный подвиг, товарищ генеральный секретарь». С выходом фильма «Президент» многие вспомнили киноленту «Наш Никита Сергеевич», которую смотрели в 1962 году в кинотеатре «Новости дня» на Пушкинской площади. Но вот парадокс: полностью отождествлять «Путиниану» с советизмом я бы не стал. Путин не Брежнев, к концу жизни не способный адекватно воспринимать окружающий мир. Путин не Хрущев, который не был уверен во всенародной любви, в которой всегда нуждался, поскольку у него за спиной всегда дышала партоппозиция.

Путин действительно популярен — его рейтинги зашкаливают за 80 процентов. Если бы в советские времена проводились социологические опросы, ни Брежнев, ни Хрущев не получили бы аналогичных результатов. Авторитет Путина имеет три составляющие. Первая – высокие цены на нефть и газ, благодаря которым Россия «встала с колен»; вторая – неугасимая потребность российского общества в харизматичном лидере; третья – рискованное до экстравагантности поведение во внешней политике.

Углеводородная составляющая ушла в прошлое, однако она компенсируется спецификой отечественной политической культуры и непрекращающейся агрессивностью Кремля. Путин умело использует патриотические лозунги, нагнетает дух милитаризма, поддерживая имидж «штатского полководца» или даже потенциального генералиссимуса. Это также подогревается обсуждениями о возможности войны с Америкой. Насколько нужны при такой популярности песни и киноленты? Не вызовет ли это, особенно на фоне роста цен и других проблем, обратной реакции?

Путин хорош тем, что его, сравнительно с советскими вождями, не так уж много. Российские теленовости не ограничиваются, как это было в брежневские времена, фразами о «нем и немного о погоде». Портреты Путина не носят на демонстрациях, на него не вешают ордена каждый месяц. В советскую эпоху образ вождя создавали его непосредственные окружения — они награждали, велели рисовать портреты, писать песни. Однажды они поручили известным журналистам написать «Малую землю» и прочие брежневские мемуары.

Теперь инициативы все чаще исходят снизу, из «гущи народной», в том числе из интеллигентской. Вовсю бушует упомянутый в фильме «Доживем до понедельника» принцип «двух У» — угадать и угодить. Хватит ли Путину устоять перед соблазном народной любви? Хватит ли у него чувства меры? Похоже, что пока эта любовь ему нравится. Он все более чувствует себя мессией и выглядит почти пророком. Он, похоже, утратил чувство самоиронии. Сегодня короля «играет» народ, и до крика «а король-то голый» далеко. Но мальчик, который это выкрикнет, уже родился.

Оцените статью
Ритм Москвы