Алексей Макаркин: На грани катастрофы

Это будет большой и очень невеселый текст. Не потому, что эксперту трудно признать свою ошибку, а потому, что происходящее в Афганистане вызывает глубокие раздумья. Ровно месяц назад было сложно предположить, что талибы*, как признанные российскими и иностранными дипломатами, смогут быстро занять значимые провинциальные центры. Однако это случилось. Официальные власти Афганистана в Кандагаре, Герате, Газни и Кундузе покинули свои посты всего за несколько дней. Остались надежды на Кабул, Джелалабад и Мазари-Шариф, но вопрос в том, как долго они смогут противостоять давлению талибов без сильного лидерства.

В любом случае для возврата утраченных территорий нет сил. Американцы могут продолжать бомбить талибов, но эта проблема не решится. Долгосрочная военная операция — это тяжелый путь, на котором неизбежно пострадают гражданские объекты, будь то мечети, школы или места празднований. Война в Афганистане — это не Великая Отечественная война; там идет бой, в то время как жизнь вокруг должна продолжаться. Информационная катастрофа гарантирована.

Талибы, пожертвовав несколькими тысячами своих бойцов и сотнями командиров, разрушили систему, которая, как оказалось, держалась на измотанных в боях спецназовцах и нескольких летчиках, которых талибы начали отстреливать прямо у их домов. Логически, этого не должно было произойти с учетом сотен тысяч подготовленных вооруженных сил и местных ополченцев. А также отсутствия у талибов поддержки крупных держав в отличие от Северного Вьетнама, который опирался на помощь СССР и Китая.

Можно, конечно, списать всё на Пакистанскую межведомственную разведку, но это звучит как преувеличение, сравнимое с теориями о том, что германский Генштаб привел к власти большевиков. Трагизм ситуации в Афганистане в том, что на грани катастрофы оказался весь модернистский образованный слой страны, который был гораздо меньше по численности, чем в 1978 году, когда произошла Саурская революция. Этот слой раскололся на просоветскую и прозападную части, первой удалось сделать карьеры, тогда как вторая выбрала эмиграцию.

После краха режима Наджибуллы в 1992 году многие просоветские эмигранты покинули страну, а прозападные, столкнувшись с гражданской войной, не вернулись. К моменту, когда талибы вошли в Кабул в 1996 году, этот слой был существенно истощен. Афганистан стал напоминать Россию, в которой в гражданской войне победили «зеленые», а просветители обсуждают, что будет с несчастной страной.

Затем талибы потеряли контроль, когда приютили бен Ладена, и американцы легко их уничтожили. Эмигранты вернулись, и за два десятилетия появился новый слой, ориентированный на современные ценности. И хотя талибы теперь знают, что такое «амнистия», это не сделало их более умеренными. Модернистский слой в Афганистане совершенно несовместим с теперешней властью, вне зависимости от политических, религиозных и культурных предпочтений.

Что же произошло? Невежественная деревня восстала против просвещенного города? Но сторонники талибов есть и в городах. Раздражение против иностранцев, включая американцев, существует, но сводить всё только к этому было бы неверно. Верующие против неверующих? Да, но нынешние афганские лидеры — это верующие мусульмане, некоторые из которых воевали против Советской армии под лозунгом джихада. Местные варлорды, десятилетиями находившиеся на войне и обросшие мощными клиентелами, не могут быть названы марионетками.

В этом и заключается наиболее вероятный ответ на вопрос о произошедшем. Трумэн был осуждён за потерю Китая в 1949 году, Байден может потерять Афганистан. Причины кроются в плохом управлении, коррупции и дефиците легитимности. Ни одни выборы в Афганистане не были по-настоящему легитимными. Вместо гарантий легитимности, которые использовали англичане, американцы построили президентско-парламентскую республику, но не создали местной силы, которая бы олицетворяла надежду на хорошее управление.

Сложившаяся ситуация привела к образованию вакуума авторитета. Сельские мужики, похожие на солдат Мао, теперь требуют справедливого шариатского судопроизводства и менее коррумпированной администрации. Их требования угрожают не только модернистскому слою, возникшему при американцах, но и всей идее афганской модернизации, которая восходит к Аманулле из рода мухаммадзай.

Монархическая легитимность несовместима с теократической системой, к которой талибы пытаются обратиться. Их цель — это не просто управление территорией, а создание бесконечного числа вилаятов. Это представляет реальную опасность не только для Афганистана, но и для всей Центральной Азии.

На фото — правители Афганистана из племени мухаммадзай, от Доста до Дауда.

Оригинал: *движение «Талибан» в России признано террористическим и запрещено.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы