Алексей Макаркин: Актуальность Сахарова

Чем важен для нас Андрей Дмитриевич Сахаров — спустя сто лет после его рождения? Это не только мужество, с которым он отстаивал свои идеалы, и не только то, что он пожертвовал спокойной и комфортной жизнью, будучи академиком и трижды Героем Советского Союза, интегрированным в советский истеблишмент.

Сахаров представляет собой важный контраст формулировке «ну ты понимаешь», ставшей широко распространенной в современной России.
Ну ты понимаешь, если мы начнем всерьез воспринимать конституционную норму о приоритете прав человека, то потеряем страну.
Ну ты понимаешь, у нас, конечно, есть презумпция невиновности, но те, кто хочет сменить власть (неважно каким путем — даже полностью конституционным), виновны изначально.
Ну ты понимаешь, что если хороший человек угрожает расстрелом плохому, это не экстремизм, а сильная эмоция. А если плохой говорит о мирном уличном протесте, это экстремизм, ведь мирный протест расшатывает страну сильнее, чем битье стекол.
Ну ты понимаешь, если батюшка в церкви говорит, что только православные попадут в рай, то он ревностный и духовный. А если кто-то из другой конфессии говорит то же самое, это уже экстремизм.
Ну ты понимаешь, перемены в политической сфере, конечно, нужны, но не сейчас. А лет через 20-30-50 — и только если они не приведут к рискам для стабильности.

Для академика Сахарова все это было полностью неприемлемо. Он верил в универсальность принципов мира, прогресса и прав человека. Однако для травмированного российского общества эти принципы стали неактуальными. С течением времени значимость политических прав человека вновь возрастает — и с этим связана актуальность Сахарова как одного из важнейших моральных ориентиров для сторонников расширения пространства свободы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы