Да, я тоже разочарован. Я думал, мы получаем настоящую власть, ожидал, что перемены – это действительно Перемены. Верил всем этим разговорам о первых 100 днях, о сходстве с Рузвельтом. Однако этого не случилось. Вопрос в том, достиг ли Обама своего максимума или просто старается соблюдать размеренный темп? У него может быть план на четыре и восемь лет, в котором в первый год он намерен ввести себя в курс дела, не нарушая равновесие. И эта миссия, похоже, выполнена.
Пока слишком рано терять веру в такого молодого и талантливого человека, каким является Барак Обама. Но я бы посоветовал ему запомнить одно: если он хочет действовать втайне от Вашингтона, чтобы узнать, как там на самом деле все устроено, ему нужно на время стать одним из них, завоевать их доверие. Это напоминает сюжеты фильмов, в которых полицейские проникают в преступные сообщества, постепенно теряя себя в этой роли и оказываясь в ловушке.
Логика подсказывает мне, что такие умные люди, как Обама и Рам Эммануэль, знают, что делают, и владеют информацией, которую я не знаю. Мне кажется, наши цели и убеждения схожи. А то, что они предпринимают, я бы даже не рискнул попробовать. Но я никогда не перестану сомневаться: возможно, если бы они получили мощный заряд энергии исторических выборов и действовали бы так, как при чрезвычайной ситуации – а именно такой момент и был на старте – они могли бы добиться значительных успехов, и первые сто дней стали бы действительно историческими для администрации.
Вместо этого, как мы знаем, семья Обамы завела собаку. Эта идея могла бы сработать – общество одобрило бы тот факт, что «…сейчас мы начинаем что-то абсолютно новое». Существовал способ с самого начала перехватить инициативу у республиканцев, аргументируя это тем, что «американцы требуют от нас перемен, а вы непатриотично стоите на нашем пути». Мы никогда не узнаем, как бы это могло быть, потому что этот момент уже упущен.
Теперь нам остается следовать образцу Первой мировой войны, погружаясь в скучную и неподвижную «окопную войну», в которой не происходит ничего, способного изменить ситуацию, в то время как обе стороны медленно истекают кровью. Тем не менее, я не забываю и о том, что если бы выборы завершились иначе, мы могли бы оказаться в бартерной экономике и быть в состоянии войны с Гондурасом.