Закир Магомедов: Вместе с шейхом взорвали перемирие…

Можно констатировать: диалог между суфиями и салафитами в Дагестане закончился. Подтверждением тому является статья Патимат Гамзатовой, жены дагестанского муфтия. Теперь, вероятно, мы станем свидетелями того, как борьба между двумя исламскими течениями в Дагестане будет набирать обороты. Вопрос лишь в том, насколько кровопролитной будет эта борьба. Конечно, найдутся и провокаторы, которые усугубят вновь вспыхнувший конфликт.

В конце апреля этого года в центральной мечети Махачкалы представители суфиев, в лице Духовного управления мусульман Дагестана, и салафитов, представляющие организацию «Ахлю сунна Валь джамаа», подписали резолюцию. Согласно этому документу, обе стороны перевернули страницу взаимных претензий друг к другу, а вновь возникшие проблемные вопросы решили разрешать совместно, с привлечением мусульманских ученых. Некоторые назвали это событие примирением, другие полагали, что обе стороны были вынуждены пожать друг другу руки. Этот шаг стал беспрецедентным и для суфиев, и для салафитов, без какого-либо государственного участия.

Однако после подписания резолюции в Дагестане произошло множество инцидентов, которые могли угрожать хрупкому миру. Все эти события рассматривались как провокации. Салафитам были даны информационные платформы ДУМ Дагестана — радио, телевидение, газеты. Даже был выпущен салафитский номер журнала «Ислам», тираж которого превышает 100 тысяч экземпляров. Но убийство шейха Саида Афанди положило конец начавшемуся диалогу.

Если верить статье Патимат Гамзатовой на сайте Ислам.Ру, погибший шейх изначально выступал за диалог. Из ее материала можно понять, что обсуждение велось через «не хочу», но тем не менее, оно имело место. Согласно статье Гамзатовой, виноватыми в смерти шейха считаются «лесные». В тесной связи с «лесными» она уличает представителей салафитов, присутствовавших на встрече в конце апреля. Гамзатова является знаковой фигурой среди суфиев и следит за информационной пропагандой ДУМ Дагестана. Ее статья, безусловно, отражает официальную позицию этого управления.

Что думает «Ахлю сунна Валь джамаа» по поводу данной статьи, пока неизвестно. Официальных комментариев от них не поступало. Как дагестанское правительство отнеслось к такому завершению диалога, можно понять из того факта, что государственный сайт РИА «Дагестан» перепечатал статью Гамзатовой.

Попытки провокаций с целью стравливания суфиев и салафитов уже начались. 2 сентября в Буйнакске лица «с зелеными тюбетейками», характерными для суфиев, похитили жителя города Сиражуддина Хасаева, салафита (его нашли 4 сентября в центральной махачкалинской больнице с ожогами ног и огнестрельным ранением в плечо). Эти же машины (опознаны по номерам) были задействованы в расстреле другого жителя Буйнакска — Хизри Пирмагомедова, также салафита. Личности тех, кто находился в «зеленых тюбетейках», пока не установлены. Но будут ли подобные вылазки повторяться? Никто не гарантирует, что их не будет.

Официальной реакции властей на эти события не последовало. Кажется, дагестанское руководство больше обеспокоено «инвестиционной привлекательностью региона». Учитывая нынешнюю обстановку в республике, такой подход выглядит как нелепая косметическая процедура: власти пытаются скрыть зияющие и гноящиеся раны с помощью пудры.

Оцените статью
Ритм Москвы