Крупнейшие российские интернет-компании, медиахолдинги и организации в сфере информационных технологий подписали «меморандум о фактчекинге». Эта договоренность направлена на создание безопасной информационной среды и систематическую борьбу с распространением недостоверных сведений в интернете, особенно в социальных сетях.
Интересно, что меморандум подписали не только про-государственные компании и агентства, такие как ТАСС, «Интерфакс» и «Известия», но и представители «Ведомостей» и The Bell, а также отечественные IT-гиганты, включая Яндекс и Рамблер. Как сообщает «Ведомости», проверка достоверности информации будет в первую очередь проводиться на платформах «Яндекс.Дзен», Mail.Ru, Rutube и Avito, и касаться она будет не материалов СМИ, а пользовательского контента.
Держателем договора выступает российская общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ), главой которой является Алексей Гореславский. У него, как у руководителя АНО «Диалог», богатый опыт противодействия разного рода фейковым новостям. Стоит отметить, что «Диалог» курирует работу по выявлению недостоверных новостей о коронавирусе. В конце 2020 года представители организации заявили, что выступают «связующим звеном для всех, кто принимал участие в выявлении дезинформации», включая как регионы, так и федеральные исполнительные органы власти.
Накануне выборов в Государственную Думу между «Диалогом» и ЦИК РФ была заключена договоренность об информационном сопровождении. Структура Гореславского активно выявляла недостоверную информацию как на федеральном уровне, так и в регионах. Это организация, которая действительно знает, что такое дезинформация, умеет её обнаруживать и противодействовать её распространению. Таким образом, представительство Гореславского в РОЦИТ, который будет держателем меморандума о фактчекинге, выглядит вполне логично.
Заключение данного договора вызвало определённые опасения в части общества о возможной политической цензуре. Однако в первую очередь речь идет о выявлении недостоверной информации в темах, имеющих мало отношения к политике. В основном это касается того бреда, который распространяется через платформы, такие как «Яндекс.Дзен», где под видом лекарства от всех болезней «впариваются» сомнительные препараты или рассказывается о том, что вакцинация и вышки 5G — это затея Билла Гейтса по чипированию человечества.
Россия движется в русле общемировой политики в этой сфере. Недавно во Франции Эммануэль Макрон инициировал создание общественного совета для борьбы с «распространением теорий заговоров в Сети». Важно отметить, что «Яндекс», «Mail.ru» и «Рамблер» — это коммерческие структуры, а не государственные агентства. Внутри этих структур созрело понимание необходимости заниматься информационным регулированием.
По словам представителя Mail.ru Group Владимира Габриеляна, борьба с недостоверной информацией важна не только для общества, но и для интернет-бизнеса. Интернет долгое время воспринимался как территория свободы, однако он постепенно стал местом анархии и вбросов откровенной лжи. Ложь, особенно касающаяся коронавируса, оказывается опасной для жизни многих людей. Поэтому шаги по регулированию стали неизбежными. Остаётся только посмотреть, как условия меморандума будут выполняться на практике.
Больше материалов на Telegram-канале «Мейстер».