Михаил Прохоров: Хотим хорошо жить — надо вкалывать

Всем привет! Хочу еще раз вернуться к теме реформы Трудового кодекса. На прошлой неделе РСПП подписал меморандум с Союзом профсоюзов России, и они согласились с необходимостью изменений. После этого в СМИ и в сети поднялась волна негативных эмоций по этому поводу, что меня, честно говоря, удивляет. Как и раньше, в случае с поправками к кодексу, я уже высказывал свою позицию. Тем не менее, сейчас предлагаю обсудить суть вопроса.

Пересмотр трудового законодательства — это на самом деле достаточно формальная процедура. Реальные трудовые отношения в России имеют весьма условное отношение к Трудовому кодексу. Если завтра его просто отменить — тихо, без помпы в СМИ — вероятность, что кто-то это заметит, минимальна. Мы занимаемся поправками практически так же, как академической наукой. Почему это вызывает такой ажиотаж — для меня загадка. Де-факто трудовые отношения в России выстраиваются совершенно не по ТК. Большинство из них вообще вне правового поля. Разве кто-то об этом не знает? О зарплатах в конвертах или об увольнениях по якобы собственному желанию? Не верю, что наши оппоненты не знакомы с реальной практикой. Люди работают столько, сколько необходимо, в соответствии с договоренностями с работодателем.

Говоря о поправках, мы сейчас улаживаем малозначительные формальности. В главном мы работаем на очень отдаленную перспективу, рассчитывая на то, что однажды трудовые отношения в России действительно войдут в правовое поле. Хотя это еще вопрос. Главное в том, как мы работаем, не соответствует тому, как мы хотим потреблять. Вот реальная болевая точка. Давайте обсудим именно это.

Почему рухнул социализм? Люди получали по 120 рублей, худо-бедно кормили, и работать никто не хотел. Прожиточный минимум был, и напрягаться не нужно было. Это не 50 лет назад, когда нужно было много работать, чтобы просто выжить. Многое изменилось за последние 20 лет? Многие стали работать больше? Очень мало. Если смотреть в масштабах страны, то сейчас не нужно работать больше, чтобы просто существовать. Но если всем хочется иномарки, японские телевизоры и отпуска за границей, тогда, да, за это нужно работать больше.

Я не говорю о шахтерах, металлургам и рабочим у станка. Там интенсивность труда выше, чем у «белых воротничков». Конечно, дело не только в этом, но и в уровне технологий. Однако сейчас речь о другом. «Белые воротнички» — это 80 процентов, и именно они хотят потреблять больше всего. Мы говорим: «Ребята, если хотим больше потреблять, необходимо больше и лучше работать». По-другому не получится. Иначе все рухнет. Вот о чем разговор. Давайте разберемся в этом вопросе.

Можно обвинять меня в чем угодно, но я знаю реальное положение дел и ситуацию с трудом в мире. Давайте взглянем на проблему в широком контексте. Она не только наша. Весь европейский «социализм» тоже трещит по швам, где государство заботится о всех. Греция на грани банкротства, на очереди Испания, Португалия и Италия. Почему? Из-за несоответствия между уровнем потребления и производства. В Испании безработица составляет 20 процентов, остальные же отдыхают. В Италии ситуация схожа. В США уровень потребления зашкаливает благодаря кредитам, но это финансовая пирамида. Потребление не обеспечено реальной производительностью. Америка просто забирает деньги со всего мира, но это не может продолжаться вечно.

Возвращаясь в Европу и к нам, кто сейчас больше всех работает? Мигранты. Но их не хватает, чтобы прокормить коренное население, и с ними слишком много проблем. Их нужно адаптировать, ассимилировать. А мы видим, что происходит с этим. Давайте широко смотреть на ситуацию с трудом в мире, его интенсивностью и производительностью. В Европе и Америке множество случаев, когда людям сокращают рабочий день до четырех часов, до 20-часовой рабочей недели, и это вызывает протест. А мы только заговорили о возможности работать 60 часов в неделю — по желанию, если это устраивает и работника, и работодателя — и получили такой резкий отклик. Я такого не ожидал. Люди даже не берут на себя труда подумать, проявляют эмоции, выплескивают их.

Странно, ведь речь идет о взрослых людях. Поэтому, если уж говорить, давайте говорить по делу. Есть ситуации в Европе, в Америке — и есть Китай, где был сделан другой выбор. Там много работают, и потребление устойчиво растет. Страна нормально развивается, потому что потребление обеспечено качеством и интенсивностью труда. Это единственно верный путь, который не ведет к банкротству. Если хотим хорошо жить, нужно работать упорно. Лучше жить — значит больше работать. Вот, собственно, о чем речь.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы