Несчастные дети, связанные колючей проволокой, протягивают ко мне худенькие ручки за горсточкой риса. Страшный надсмотрщик с внешностью Карабаса Барабаса, с огромной плетью, заставляет их строить очередной мавзолей. Именно таких впечатлений, как я поняла, ожидали от меня услышать практически все знакомые, узнав, что я вернулась из Северной Кореи. «Концлагерь? Совок? Голод и разруха?» — спрашивали те, кто постарше. Одноклассники же даже не подозревали, что где-то далеко есть «Страна Утренней Свежести», где время опережает московское на 5 часов. Летние каникулы здесь длятся всего месяц, нет Макдональдса, рекламы «SPICE» на заборах, ДОМа-2 и дебильных сериалов по ТВ. Дети радуются не новому айфону в кармане и модной шмотке, а своей очереди в новенький аквапарк и молочному мороженому на палочке. Эта страна просто ДРУГАЯ.
Итак, я не увидела что-то страшное, какую-то нищету. Я была готова к ужасам, но этого всего не оказалось… Идея о поездке в Северную Корею возникла после общения в одной из групп ВКонтакте. С 2012 года я — пионерка, и в этом году собиралась вступить в комсомол. «Наверное, ты хочешь жить как в Северной Корее?» — написал кто-то. Я не помню, что ответила, так как об этой стране, кроме успехов корейских спортсменов на Олимпиадах, я не слышала больше ничего. Но эта фраза запомнилась. Поиск в Google выдал рассказ Ксении Собчак о поездке в КНДР. «Это ужасный, адский человеческий зоопарк и дикое несчастье», — писала она. Визу получала полгода, и получение сопровождалось дикими трудностями. «Наверное, это невозможно,» — подумала я. И вдруг папа посоветовал простое решение: «Напиши письмо Ким Чен Ыну…» Сказано — сделано, на следующий день письмо корейскому Вождю было готово и отправлено на адрес посольства КНДР в Москве.
Это было в начале апреля, и буквально через пару недель нас пригласили в посольство, поставили корейские визы и выдали билеты с краткой памяткой-расписанием. Предупредили о необходимости взять деньги на карманные расходы, сувениры и питание, и сказали более ни о чем не волноваться. При прилете в Пхеньян нас встретят гиды на машине, и все дальнейшее наше пребывание в КНДР организует принимающая сторона. Мы познакомимся с пионерской и комсомольской организациями, а также примем участие в тренировке и семинаре в центре подготовки Олимпийской сборной КНДР.
Я задала несколько вопросов о фото и видео. На лицах корейцев появились улыбки: «Одевайтесь и ведите себя точно так же, как будто вы находитесь в Москве. Телефоны и фотоаппараты безо всяких ограничений, необходимо только иметь строгую одежду для посещений официальных мест, не более». Вылет назначили на вечер 9 июня, транзитом через Пекин. Я немного нервничала — впереди ожидала неизвестность, страна-страшилка и две пугающие меня вещи: отсутствие интернета и собачатина на обеденном столе. Как я с моей спортивной диетой буду там питаться? Две упаковки спортивных пудингов я предусмотрительно упаковала в чемодан, но это было слабым утешением. Однако возможность оказаться там, где не был и никогда не будет никто из моих знакомых, возможность своими глазами увидеть социалистическую страну, которая спорит с Америкой, пересилила все страхи. В общем — летим!
Москва — Пхеньян. Как я писала ранее, основная проблема, которая меня беспокоила в предстоящем путешествии — это питание. Оказаться на неделю в другой стране без привычного рациона для меня было реально страшно. Я приготовилась: загрузила сумку-холодильник с несколькими порциями-контейнерами, в чемодан положила две упаковки «MHP Power Pak Pudding», кулек с овсянкой и шоколадным изолятом «MHP-Isofast». Кипятильник, ложка, чашка-термос, пакетики с зеленым чаем и стевия — этот набор я беру с собой в каждую поездку. Папа беспокоился меньше и смеялся надо мной, говоря, что капустно-рисовая диета пойдет на пользу нам обоим.
Одежды взяли минимум: пара белых рубашек и два комсомольских значка про запас, ветровка на случай непогоды — хотя недельный прогноз на Пхеньян показывал 30-32 градуса без осадков. Единственное, что планировали взять и забыли, — зонт, который особо и не пригодился. Накануне вылета, в воскресенье, 9 июня, провели тяжелую тренировку, где общались и поддерживали меня мои австралийские друзья. Узнав о моем предстоящем визите в КНДР, они желали удачи. Огромное спасибо моим тренерам за то, что потратили на меня выходной день — в понедельник было уже не до тренировок.
Вылет был вечерним рейсом Аэрофлота из Шереметьево. Первая интересность случилась сразу на регистрации. Девушка за стойкой долго вчитывалась в нашу маршрутную квитанцию, потом долго советовалась по вопросу получения багажа в Пекине. Поглазеть на нас периодически подходили различные служащие аэропорта, интересуясь, действительно ли мы летим в Северную Корею и зачем. Наконец, папа завершил этот разговор, сказав, что спокойнее будет самим получить багаж в Китае и сдать его при пересадке на КНДР.
Несмотря на то, что самолет летел почти битком, нам предоставили хорошие места, хоть и на разных рядах, но со свободным сиденьем рядом, так что летели комфортно. Пересадка в Китае также запомнилась непонятками на информационной стойке. Пройдя по указателю «Вылет», на табло рейсов мы не нашли Пхеньян, и, подойдя на информационную стойку, собрали вокруг себя несколько китаянок, которые смотрели то на нашу квитанцию, то на табло, но ничего не подсказали. Наконец, проходящий мимо уборщик, услышав разговор, махнул рукой в дальний угол зала, где мы и нашли проход к нужному рейсу.
Корейский авиасервис удивил: новенький Ту-204, аккуратные чехлы на сиденьях, стюардессы как на подбор, корейская музыка и патриотический корейский мультсериал на мониторах. Разносили лимонады, воду, чай, корейское пиво и гамбургер. Однако фотографировать себя стюардессы не позволили, попросив удалить сделанные на телефон кадры. Остались пара фоток, которые я размещу. При этом снимать себя и окружающее, а также из иллюминатора при приземлении никто не запрещал. Запрос удалить фото, как мы увидели позднее, был единственным за всю поездку. Никто не мешал нам фотографировать, не следил за нашими объективами и не просил показывать, а тем более удалять сделанные нами фото.
Комфортабельный автобус отвез нас в здание аэропорта, где мы быстро прошли таможню и получили багаж. Еще в самолете нам ра…