Одним из видов медицинской помощи является высокотехнологичная медицинская помощь, или ВМП. Это медицинская помощь, выполняемая с использованием сложных технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами.
В первую очередь речь идет об операциях на открытом сердце, трансплантации органов, нейрохирургических вмешательствах при опухолях головного мозга, лечении наследственных и системных заболеваний и других подобных случаях. ВМП является одной из самых дорогостоящих услуг и финансируется по отдельному принципу. На эти цели выделяется значительное количество денежных средств. Например, в 2011 году на эти нужды было выделено 42,2 млрд. рублей.
Большая часть квот (около 90%) распределяется между федеральными учреждениями, а оставшиеся 10% направляются в региональные учреждения, имеющие право на софинансирование (30% от общей стоимости). Средства выделяются исходя из потребности, и их достаточно, чтобы покрыть все возможные расходы.
При оказании ВМП лечебные учреждения не имеют права взимать дополнительные средства с пациента за лечение. Средняя стоимость одного случая составляет около 160 тыс. рублей: от 28,5 тыс. рублей (дерматовенерология) до 1,35 миллиона рублей (онкопротезы). Более подробная информация представлена в таблице, где в крайнем правом столбце указана средняя стоимость одного случая по профилям.
Суммы, как видно, достаточно большие, и при расчете этих затрат учитываются все необходимые расходы на операцию. Как правило, распределение расходов выглядит следующим образом: на оплату труда – в среднем до 30%; приобретение медикаментов и расходных материалов (имплантаты и пр.) – не менее 60%; техническое обеспечение необходимой техники – в среднем до 10%.
К сожалению, нередко пациентов, направленных на лечение в подобные учреждения, медицинский персонал попросту «разводит на деньги». Стандартные схемы мошенничества следующие:
1. «У нас есть кардиостимулятор, стент, протез, металлоконструкция и так далее, но они у нас плохого качества, лучше купить… и называется фирма». Конечно, пациент не хочет себе плохой кардиостимулятор и с благодарностью идет покупать предложенную продукцию в указанную фирму, которая, в свою очередь, находит незамысловатые способы отблагодарить человека, направившего к ним покупателя. Прежде чем верить этому и выкладывать 60-100-200 тыс. рублей, уточните, почему у них закуплено что-то плохого качества; сходите сами или попросите родственников обратиться к заведующему отделения, начальнику по медицинской части – у них может быть другое мнение на этот счет. Наконец, свяжитесь с министерством здравоохранения вашего региона, тем людьми, которые дали вам направление, и подключите их к этой ситуации.
2. «У нас нет нужных медикаментов, Вам необходимо купить их самостоятельно». В исключительных случаях медикаментов действительно может не быть – могли быть сбои при закупке, сбои при поставке и тому подобное. Но это не должно отражаться на вас! Если это необходимо, больница может закупить медикаменты по разовому договору. Если вы все же что-то купили, сохраняйте чеки – эти деньги можно возместить.
3. «Выбирайте бесплатный, но плохой наркоз или хороший, но за доплату». Это полнейший беспредел! В такой ситуации необходимо жаловаться в администрацию клиники, требовать разобраться и принять меры. Если это не помогло, пишите жалобу в Министерство здравоохранения, они обязательно займутся этой ситуацией самым тщательным образом.
Отбор и направление пациентов для оказания ВМП за пределы регионов осуществляется в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 31.12.2010 № 1248. Система достаточно прозрачна и автоматизирована, хотя обычно требует собрать ряд документов, пройти необходимые обследования и подождать.
В Кировской области по всем вопросам обращайтесь в приемную департамента здравоохранения по телефону: (8332) 64-56-54.