Вчера Центральная избирательная комиссия (ЦИК) завершила регистрацию партийных списков на выборах в Государственную Думу. Ожидаемый результат — все списки были зарегистрированы. На сегодня в политическом ландшафте России остаются всего семь партий, и не допустить какую-либо из них на федеральные выборы было бы крайне неправильно.
Однако на региональных выборах ситуация зачастую иная, и в этом контексте наблюдается разница в административном управлении между федеральными и региональными выборами.
Чтобы понять текущее положение дел, стоит взглянуть на историю. На выборах в Госдуму необходимые для регистрации партии подписи никогда не были чрезмерными: в 1993 году нужно было 100 тыс. подписей, а в 1995, 1999, 2003 и 2007 годах — по 200 тыс. (что составляло около 0,19% от общего числа избирателей в стране). В текущем цикле по инициативе Президента Д.А. Медведева число подписей было снижено до 150 тыс. (0,14%).
Что же такое 150 тыс. для партий с численностью более 50 тыс. членов? По данным Минюста, у партии «Яблоко» на начало года было 55 тыс. членов, у «Патриотов России» и «Правого дела» — еще больше. Это значит, что каждый член партии должен подписаться и уговорить 2–3 своих знакомых, не являющихся членами партии. Задача вполне посильная, если только члены партии действительно существуют, а не являются фикцией.
Но главная проблема заключается не в количестве подписей, а в жестких нормах их оформления и проверки, которые Президент не счел нужным смягчать. В 1999 году допустимая доля брака составила 15%, в 2003 — 25%, и большинство партий укладывались в эти нормы. К примеру, в 2003 году не было ни одного отказа в регистрации. Однако с 2005 года допустимая доля брака на федеральных выборах снизилась до 5%, а на региональных и муниципальных выборах — до 10%.
Закон также предусматривает 14 оснований для признания подписи недействительной. Стоит уточнить, что недействительная подпись — это не подделка, а ошибка в оформлении. И по закону такие подписи признаются недействительными даже в том случае, если нет сомнений в том, что избиратель действительно поставил свою подпись.
Таким образом, законотворчество в этой области привело к тому, что забраковать собранные честно подписи стало труднее, чем подделанные. При честном сборе подписей невозможно избежать ошибок, которые могут допускать даже проверяющие, у которых может не быть точной базы данных. Тем временем технологии подделки достигли высокого уровня, и только одна проблема — это соответствие базам данных, которые используют для проверки Избирательные комиссии и ФМС.
На федеральных выборах в 2007 году подписи собирали семь партий, из которых три не были зарегистрированы из-за превышения 5% брака. У четырех остальных партий доля брака составила почти на пределе: 4,6–4,8%. В текущем цикле подписи собирали три партии, и все уложились в 5%-ный лимит, хотя и с небольшим запасом: «Яблоко» — 2,3%, «Правое дело» — 3,91%, «Патриоты России» — 4,45%.
Что касается региональных выборов, регистрация партийных списков еще не завершена, однако тенденции уже очевидны. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» ограничивает требования по сбору подписей 2% от списочного числа избирателей. Однако 2% — довольно много. Венецианская комиссия, например, считает, что не следует требовать более 1%. Напомним, что на выборах в Госдуму по партийным спискам никогда не требовалось более 0,2%.
Сначала в большинстве регионов требовалось 1%, но затем многие регионы повысили требования до 2%. Важно отметить, что одно дело — Еврейская автономная область, где 2% составляют 2736 избирателей, и совсем другое — Московская область, где те же 2% равны примерно 111 тыс. избирателей. В Свердловской области, одной из крупнейших по населению, процент требований может составлять всего 0,75%, хотя в абсолютных числах это тоже немало — 26 тыс. подписей.
Интересно, что по инициативе Президента число подписей снизилось на федеральных выборах, где оно уже не слишком велико, но одновременно в регионах требования увеличиваются. Например, в Московской области на предыдущих выборах в 2007 году требовался 1% голосов, но теперь — 2%. Это выглядит как абсурд: на выборах в областную думу необходимо собрать почти столько же подписей, сколько на выборах в Госдуму по всей стране!
Также были ужесточены другие нормы, включая сокращение числа уполномоченных, имеющих право заверять подписные листы, что в свою очередь приводит к тому, что каждому уполномоченному приходится заверять почти тысячу листов. В результате «Патриоты России» не выдвинули список на выборы в Московскую область, «Яблоко» заявило об отказе от участия в выборах из-за жестких требований, а «Правое дело» с трудом представило необходимое количество подписей с долей брака всего 0,7%.
Санкт-Петербург также показал интересные результаты. На предыдущих выборах там требовался 1% подписей, но во время текущей регистрации планировали повысить требование до 2%. Однако «эсеры» выступили с протестом, и требование осталось на уровне 1%. В результате все три непарламентские партии смогли пройти процедуру регистрации, но с значительными долями брака: «Правое дело» — 5,7%, «Яблоко» — 9,1%, «Патриоты России» — 9,94%. При этом максимальная допустимая доля на региональных выборах составляет 10%.
Если взглянуть на общую картину региональных выборов, которые в текущий раз проходят в 27 субъектах Российской Федерации, мы видим, что лишь в трех регионах (Пермском крае, Амурской области и Санкт-Петербурге) списки выдвинули все семь партий. В Петербурге все семь были зарегистрированы, в других двух регионах процесс регистрации еще не завершен, и списки непарламентских партий там не зарегистрированы.
Таким образом, неравенство между парламентскими партиями, освобожденными от сбора подписей, и непарламентскими партиями становится все более заметным. Что касается кандидатов по одномандатным округам, то поступают сообщения о том, что подписи за неудобных кандидатов систематически забраковываются на основе сомнительных заключений экспертов, которые, в свою очередь, не несут ответственности за свои выводы.
В Послании 2009 года Дмитрий Медведев отметил: «Думаю, что в перспективе мы должны вообще отказаться от сбора подписей как метода допуска партии к выборам». Однако до сих пор неясно, что именно подразумевается под «перспективой» и что мешает это реализовать немедленно. Очевидно, что если партий осталось всего семь и каждая из них должна иметь не менее 40-45 тыс. членов, их списки должны регистрироваться без сбора подписей или других дополнительных условий.
Возможно, правильнее было бы отменить неадекватные требования к численности партий, разрешить свободное создание новых политических объединений, оставив при этом определенные барьеры для их участия в выборах. Главное — чтобы эти барьеры не были чрезмерными и не могли быть использованы для политической дискриминации. В нашем проекте Избирательного кодекса РФ предлагаются следующие меры:
- Без дополнительных условий регистрируются списки избирательных объединений, получивших не менее 2% на предыдущих аналогичных выборах.
- Также в заявительном порядке регистрируются все кандидаты на муниципальных выборах, если на одного депутата приходится менее 500 избирателей.
- В остальных случаях у кандидатов и списков есть альтернативные варианты регистрации (по их выбору).
- Размер залога, установленного законом субъекта РФ, ограничен сверху.
- Традиционный порядок сбора подписей сохраняется только для небольших избирательных округов (менее 50 тыс. избирателей), при этом максимально возможное требование к числу подписей снижается до 1%.
- В больших округах (более 50 тыс. избирателей) сбор подписей должен осуществляться в специальных местах под наблюдением избирательных комиссий.
- Существенно сокращается перечень оснований для признания подписи недействительной.
- Выборочная проверка допускается только на предмет недостоверности, то есть подделки подписей.
- На предмет недействительности должны быть проверены все подписи, при этом избыток подписей для представления в избирком не должен превышать 20%.