Аркадий Любарев: Сбор подписей избирателей и регистрация кандидатов и партсписков

Вчера Центральная избирательная комиссия (ЦИК) завершила регистрацию партийных списков на выборах в Государственную Думу. Ожидаемый результат — все списки были зарегистрированы. На сегодня в политическом ландшафте России остаются всего семь партий, и не допустить какую-либо из них на федеральные выборы было бы крайне неправильно.

Однако на региональных выборах ситуация зачастую иная, и в этом контексте наблюдается разница в административном управлении между федеральными и региональными выборами.

Чтобы понять текущее положение дел, стоит взглянуть на историю. На выборах в Госдуму необходимые для регистрации партии подписи никогда не были чрезмерными: в 1993 году нужно было 100 тыс. подписей, а в 1995, 1999, 2003 и 2007 годах — по 200 тыс. (что составляло около 0,19% от общего числа избирателей в стране). В текущем цикле по инициативе Президента Д.А. Медведева число подписей было снижено до 150 тыс. (0,14%).

Что же такое 150 тыс. для партий с численностью более 50 тыс. членов? По данным Минюста, у партии «Яблоко» на начало года было 55 тыс. членов, у «Патриотов России» и «Правого дела» — еще больше. Это значит, что каждый член партии должен подписаться и уговорить 2–3 своих знакомых, не являющихся членами партии. Задача вполне посильная, если только члены партии действительно существуют, а не являются фикцией.

Но главная проблема заключается не в количестве подписей, а в жестких нормах их оформления и проверки, которые Президент не счел нужным смягчать. В 1999 году допустимая доля брака составила 15%, в 2003 — 25%, и большинство партий укладывались в эти нормы. К примеру, в 2003 году не было ни одного отказа в регистрации. Однако с 2005 года допустимая доля брака на федеральных выборах снизилась до 5%, а на региональных и муниципальных выборах — до 10%.

Закон также предусматривает 14 оснований для признания подписи недействительной. Стоит уточнить, что недействительная подпись — это не подделка, а ошибка в оформлении. И по закону такие подписи признаются недействительными даже в том случае, если нет сомнений в том, что избиратель действительно поставил свою подпись.

Таким образом, законотворчество в этой области привело к тому, что забраковать собранные честно подписи стало труднее, чем подделанные. При честном сборе подписей невозможно избежать ошибок, которые могут допускать даже проверяющие, у которых может не быть точной базы данных. Тем временем технологии подделки достигли высокого уровня, и только одна проблема — это соответствие базам данных, которые используют для проверки Избирательные комиссии и ФМС.

На федеральных выборах в 2007 году подписи собирали семь партий, из которых три не были зарегистрированы из-за превышения 5% брака. У четырех остальных партий доля брака составила почти на пределе: 4,6–4,8%. В текущем цикле подписи собирали три партии, и все уложились в 5%-ный лимит, хотя и с небольшим запасом: «Яблоко» — 2,3%, «Правое дело» — 3,91%, «Патриоты России» — 4,45%.

Что касается региональных выборов, регистрация партийных списков еще не завершена, однако тенденции уже очевидны. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» ограничивает требования по сбору подписей 2% от списочного числа избирателей. Однако 2% — довольно много. Венецианская комиссия, например, считает, что не следует требовать более 1%. Напомним, что на выборах в Госдуму по партийным спискам никогда не требовалось более 0,2%.

Сначала в большинстве регионов требовалось 1%, но затем многие регионы повысили требования до 2%. Важно отметить, что одно дело — Еврейская автономная область, где 2% составляют 2736 избирателей, и совсем другое — Московская область, где те же 2% равны примерно 111 тыс. избирателей. В Свердловской области, одной из крупнейших по населению, процент требований может составлять всего 0,75%, хотя в абсолютных числах это тоже немало — 26 тыс. подписей.

Интересно, что по инициативе Президента число подписей снизилось на федеральных выборах, где оно уже не слишком велико, но одновременно в регионах требования увеличиваются. Например, в Московской области на предыдущих выборах в 2007 году требовался 1% голосов, но теперь — 2%. Это выглядит как абсурд: на выборах в областную думу необходимо собрать почти столько же подписей, сколько на выборах в Госдуму по всей стране!

Также были ужесточены другие нормы, включая сокращение числа уполномоченных, имеющих право заверять подписные листы, что в свою очередь приводит к тому, что каждому уполномоченному приходится заверять почти тысячу листов. В результате «Патриоты России» не выдвинули список на выборы в Московскую область, «Яблоко» заявило об отказе от участия в выборах из-за жестких требований, а «Правое дело» с трудом представило необходимое количество подписей с долей брака всего 0,7%.

Санкт-Петербург также показал интересные результаты. На предыдущих выборах там требовался 1% подписей, но во время текущей регистрации планировали повысить требование до 2%. Однако «эсеры» выступили с протестом, и требование осталось на уровне 1%. В результате все три непарламентские партии смогли пройти процедуру регистрации, но с значительными долями брака: «Правое дело» — 5,7%, «Яблоко» — 9,1%, «Патриоты России» — 9,94%. При этом максимальная допустимая доля на региональных выборах составляет 10%.

Если взглянуть на общую картину региональных выборов, которые в текущий раз проходят в 27 субъектах Российской Федерации, мы видим, что лишь в трех регионах (Пермском крае, Амурской области и Санкт-Петербурге) списки выдвинули все семь партий. В Петербурге все семь были зарегистрированы, в других двух регионах процесс регистрации еще не завершен, и списки непарламентских партий там не зарегистрированы.

Таким образом, неравенство между парламентскими партиями, освобожденными от сбора подписей, и непарламентскими партиями становится все более заметным. Что касается кандидатов по одномандатным округам, то поступают сообщения о том, что подписи за неудобных кандидатов систематически забраковываются на основе сомнительных заключений экспертов, которые, в свою очередь, не несут ответственности за свои выводы.

В Послании 2009 года Дмитрий Медведев отметил: «Думаю, что в перспективе мы должны вообще отказаться от сбора подписей как метода допуска партии к выборам». Однако до сих пор неясно, что именно подразумевается под «перспективой» и что мешает это реализовать немедленно. Очевидно, что если партий осталось всего семь и каждая из них должна иметь не менее 40-45 тыс. членов, их списки должны регистрироваться без сбора подписей или других дополнительных условий.

Возможно, правильнее было бы отменить неадекватные требования к численности партий, разрешить свободное создание новых политических объединений, оставив при этом определенные барьеры для их участия в выборах. Главное — чтобы эти барьеры не были чрезмерными и не могли быть использованы для политической дискриминации. В нашем проекте Избирательного кодекса РФ предлагаются следующие меры:

  1. Без дополнительных условий регистрируются списки избирательных объединений, получивших не менее 2% на предыдущих аналогичных выборах.
  2. Также в заявительном порядке регистрируются все кандидаты на муниципальных выборах, если на одного депутата приходится менее 500 избирателей.
  3. В остальных случаях у кандидатов и списков есть альтернативные варианты регистрации (по их выбору).
  4. Размер залога, установленного законом субъекта РФ, ограничен сверху.
  5. Традиционный порядок сбора подписей сохраняется только для небольших избирательных округов (менее 50 тыс. избирателей), при этом максимально возможное требование к числу подписей снижается до 1%.
  6. В больших округах (более 50 тыс. избирателей) сбор подписей должен осуществляться в специальных местах под наблюдением избирательных комиссий.
  7. Существенно сокращается перечень оснований для признания подписи недействительной.
  8. Выборочная проверка допускается только на предмет недостоверности, то есть подделки подписей.
  9. На предмет недействительности должны быть проверены все подписи, при этом избыток подписей для представления в избирком не должен превышать 20%.
Оцените статью
Ритм Москвы