Кандидат «против всех» скорее мертв, чем жив

Сразу признаюсь, название этого поста не отличается оригинальностью. Оно выбрано как антитеза к публикации, вышедшей почти два года назад, 24 октября 2013 года, Алексея Шапошникова, который тогда занимал должность главы муниципального района Ростокино и председателя ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы». Его статья называлась «Кандидат „против всех“ скорее жив, чем мертв». Вот что он писал тогда:

«Данную законодательную инициативу членов Совета Федерации я полностью поддерживаю. На мой взгляд, появление графы „против всех“ в бюллетенях даст возможность волеизъявления тем людям, которые до сих пор просто игнорировали выборы, так как их не устраивали кандидаты или партии, участвующие в выборах. Хотя сегодня мы слышим немало упреков в адрес членов верхней палаты российского парламента, инициатива правильная».

В то время вокруг этого вопроса было много обсуждений. Законопроект был первоначально внесен пятерыми сенаторами во главе с Валентиной Матвиенко, а затем к ним присоединились еще 33 члена Совета Федерации; в итоге 38 сенаторов представляли 31 регион (в семи регионах под законопроектом подписались оба сенатора). Создавалось впечатление, что российские регионы стремятся вернуть избирателям право голосовать «против всех». Однако в процессе прохождения законопроекта он был, по сути, выхолощен. Графа «против всех» появилась только с 2015 года, лишь на муниципальных выборах и только в тех регионах, где этого пожелали региональные законодатели.

Одиннадцать месяцев спустя после написания упомянутого поста Алексей Шапошников стал председателем Московской городской Думы. Вскоре Мосгордума стала первой, кто отказался вернуть в бюллетени строку «против всех». Недавно я проанализировал законы всех субъектов РФ о муниципальных выборах и пришел к интересным выводам. Увы, моя публикация на эту тему прошла незамеченной. Журналисты, с которыми я общался относительно строки «против всех», также не проявили интереса к моим находкам, и в их материалах много неточностей.

Сегодня опубликован наш большой доклад с анализом региональных законов о выборах, в нем есть и отрывок о ситуации со строкой «против всех», но, вероятно, его тоже никто не заметит. Как удалось выяснить, строку «против всех» вернули всего шесть регионов: Республика Карелия (последней, в конце мая), Республика Саха (Якутия), Белгородская, Вологодская, Калужская и Тверская области. Однако значимые муниципальные выборы в этом году пройдут только в Калужской и Тверской областях (в Калужской области – в Калуге, Обнинске и многих районах, в Тверской – в Торжке и ряде районов).

Интересно, что среди инициаторов законопроекта не было представителей этих шести регионов. И ни один регион, чьи представители в Совете Федерации выступали за возвращение строки «против всех», эту строку не восстановил. Вот такой парадокс, который красноречиво демонстрирует ситуацию. В этих шести регионах, как правило, проявляют большую самостоятельность в вопросах избирательного законодательства, в то время как другие действуют по команде. Велели подписать законопроект – пожалуйста. Велели дать обратный ход – с удовольствием.

В статье приводится мнение главы управления президента по внутренней политике Олега Морозова: эта «графа сегодня не нужна». А теперь – небольшое лирическое отступление. Некоторые недобросовестные оппоненты пытаются упрекать нас в том, что мы всегда против. Даже используют мультяшный образ Бабы-Яги. На самом деле мы последовательны. В 2006 году мы возражали против отмены строки «против всех», а в 2013 году приветствовали ее восстановление.

Тем не менее, Алексей Шапошников так и не ответил на мое замечание: «Что-то я не помню Ваших публикаций в защиту графы „против всех“, когда ее отменяли». Не знаю, существует ли мультяшный персонаж, который «всегда за». Но таких людей обычно называют «флюгерами». Отменяется строка «против всех» – «Одобрям-с!». Возвращается строка «против всех» – «Одобрям-с!». Решили, что лучше ее не возвращать – снова «Одобрям-с!». Впрочем, остается непонятным, почему власть так боится голосования «против всех». В некоторых случаях оно даже может быть ей выгодно, а в большинстве случаев, скорее, нейтрально.

Голосование «против всех» – это волеизъявление тех избирателей, которые хотят избрать своего депутата или мэра, но не видят достойных кандидатов. Некоторые оппозиционеры не удовлетворены этой строкой, надеясь, что без нее эти голоса достанутся им. Думаю, это тщетная надежда: люди просто не придут голосовать. А власть, как мне кажется, боится этой строки иррационально – как любого самостоятельного действия граждан.

Оцените статью
Ритм Москвы