Любовь Борусяк: Всеобщее высшее образование: общество обмана и несбывшихся надежд?

В нашем обществе, среди молодёжи существует внутренний запрос на высшее образование и стремление к новым интеллектуальным позициям. Этот тренд, этот драйв молодежи требует нашего внимания и использования.

Среди мифов о высшем образовании один из самых распространённых утверждает, что каждый должен иметь возможность получить качественное высшее образование. Президент России, выражая гордость, сообщает, что уже 57% молодежи имеют высшее образование, и вскоре это станет нормой. Он утверждает, что это создаёт благоприятный фон для будущего страны, ведь образованные люди живут дольше и совершают меньше преступлений.

За последние полтора десятилетия в России сформировалась норма на обязательное высшее образование. Почти все выпускники средней школы продолжают обучение в вузах, получая дипломы. Если это так, то наши люди, по этой логике, должны быть самыми умными в мире. Однако такая идея вызывает сомнения, поскольку лишь немногие способны усвоить непростую школьную программу, а затем и сложные университетские дисциплины.

Несмотря на стремление к высшему образованию, значительная часть школьников не может усвоить программу. Регулярные международные опросы PISA показывают, что наши школьники отстают от своих сверстников из других стран в умении применять школьные знания. Подготовка явно недостаточна, но аттестат о среднем образовании получают почти все. В чем же дело? А дело в снижении требований.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал одной из причин ненависти к системе образования, так как минимальный балл устанавливается таким образом, чтобы его мог получить каждый. Учителя, чтобы не создать проблем, часто не ставят честных двоек. Что же делать, если некоторые ученики никогда не научатся? Это приводит к естественному разделению школ на сильные и слабые, особенно в крупных городах. Такое разделение только усиливается, поскольку система требует дифференциации.

Получив аттестат, необходимо идти в вуз — нормы необходимо выполнять. Однако результаты ЕГЭ показывают, что большинство учащихся сдают его на тройки, и не все могут усвоить серьёзную программу в вузах. В ответ на это возникает множество вузов, которые не учат ничему серьёзному, а лишь продолжают школьное образование: немного учат грамотно писать, вести себя и слушать лекции по выбранной специальности.

Если вузы будут требовать от студентов серьёзных знаний, всеобщее высшее образование станет невозможным. Молодёжь стремится получить диплом, а не образование. Система нацелена на массовое производство дипломов, что не имеет отношения к истинному развитию интеллекта. Это вызывает новые социальные проблемы: выпускники с дипломами, но без знаний, претендуют на более высокие позиции и доходы, но не обладают для этого необходимыми навыками.

Не создаём ли мы новую категорию людей — обладателей дипломов, но без реальных знаний? Не станет ли общество всеобщего высшего образования обществом несбывшихся надежд? Обществом обмана, где образование уже стало лишь формальностью?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы