Монополия рынка противогололедных реагентов Москвы или почему на наших улицах так много соли

Зима в этом году оказалась недолгой. Однако, как только температура опустилась ниже нуля, москвичи стали свидетелями неприятной картины: вместо привычного снега под ногами хрустели обильно рассыпанные реагенты. Белые кристаллы, разъедающие обувь и лапки домашних животных, можно было встретить повсюду: на дорогах, тротуарах, автобусных остановках и пешеходных зонах. Зачастую реагенты оказывались в местах, где их совершенно не должно быть — на газонах, в почве и водоемах. Каждый, вероятно, задается вопросом: почему их так много? Можно ли сократить количество реагентов, сохранив улицы чистыми от снега, а обувь от преждевременного износа? Или же использование солей в таких масштабах является необходимым? Давайте разберемся.

1. Избыточное количество реагентов

Город использует слишком много реагентов. Чем больше реагентов — тем больше расход, а значит, и возможностей для утечки средств. Антигололедных реагентов применяется чрезмерно из-за нарушения норм и методик их использования. В правовых актах Москвы четко прописано, как и сколько можно сыпать антигололедных солей, но на практике эти нормы не соблюдаются. Например, в пункте 2.7.2. «Технологии зимней уборки», утвержденной Департаментом ЖКХиБ Москвы, указано, что «тротуары с плиточным покрытием убираются исключительно ручным способом». Однако на практике ситуация обстоит иначе. Плитку обрабатывают реагентами так же, как и асфальт. Ярким примером служит площадь Киевского вокзала, где в этом зимнем сезоне был нанесен ровный слой реагентов.

Проблема в том, что соблюдение методик применения реагентов невыгодно многим участникам процесса. Дворникам проще рассыпать реагенты, чем убирать снег вручную. Власти, в свою очередь, не заинтересованы в контроле, ведь чем больше расход реагентов, тем больше объем закупки на следующий зимний сезон, что, соответственно, требует дополнительных средств из бюджета. Эта схема подтверждается данными госзакупок последних лет.

2. Рост стоимости реагентов

С 2010 года в Москве наблюдается рост стоимости закупки реагентов. Раньше требовалось рационально и эффективно расходовать небольшие объемы, теперь же стало актуально «чем больше — тем лучше». С 2009 года начала действовать «Технология зимней уборки», в которой были четко прописаны нормы использования реагентов: жидкие — до 265 тыс. тонн за сезон, твердые — до 85 тыс. тонн. Однако вскоре эти нормы были переписаны, и объемы резко возросли. В 2011 году общая разрешенная солевая нагрузка на город составила свыше 387 тыс. тонн, включая 150 тыс. тонн на тротуарах и пешеходных зонах, где ранее использование технической соли было запрещено.

3. Необоснованные добавки в реагенты

В состав реагентов начали добавлять дорогие химические вещества, некоторые из которых запрещены. Например, хлорид калия, который при температуре ниже 15 градусов не обладает никакой плавящей способностью, но при этом является агрохимикатом, запрещенным к использованию в городских условиях. Тем не менее, власти Москвы продолжают закупать составы с высоким содержанием этого вещества. Специалисты в области ЖКХ критикуют использование таких композиций, так как они приводят к потере эффективности при распределении и повышают пылеобразование в городе, что негативно сказывается на экологии и здоровье жителей.

4. Монополия на поставку реагентов

Интересно узнать, кому достаются эти бюджетные миллиарды. Как показывает ситуация, на рынке поставки реагентов наблюдается явная монополия. В частности, возникли сведения о связи некоторых чиновников с предприятиями, занимающимися поставкой реагентов. Например, в статье на одном из информационных сайтов упоминается о «коррупционном сговоре», который позволил значительным образом увеличить объем поставок реагентов на московские улицы. С таким подходом трудно ожидать изменений в лучшую сторону без серьезных реформ.

Оцените статью
Ритм Москвы