Обшарпанное патолого-анатомическое отделение 52-й районной больницы. Конвейер из провожающих: на 20 минут одна группа заплаканных глаз, на 20 — другая. Ее пришли провожать всего несколько десятков человек. Из них больше половины — бабушки отечественной авиации. Буквально. Прощались тихо: без траурной процессии, утоптанных в мокрый снег цветов, орденов на подушечках… Без оркестра. Военный караул трижды выстрелил в небо и быстро ретировался.
Оказалось, караул вовсе не для неё стрелял, не для неё играл оркестр. Воинские почести положены только майорам и чинам выше. Она-то и капитаном не была в войну. Это хоронили кого-то другого. Она была последним пилотом тяжелых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Последним живым. Она из того самого легендарного женского полка Марины Расковой. Последняя.
Однажды она была тяжело ранена в живот и тем не менее дотянула до аэродрома, спасла машину и экипаж. Воинские почести не положены. Свой 98-й день рождения она встречала в этой же 52-й. Нагнулась за мылом, поскользнулась, упала. Перелом шейки бедра. Ее отправили в Боткинскую, но там её оперировать отказались. Оставили одну без присмотра.
Она решила встать на больную ногу… и рухнула на пол. Её вернули обратно в 52-ю. Умирать. Она прожила еще два дня. Сегодня очень тихо, без фанфар, воинских почестей, вдали от бьющих себя в грудь патриотов и антимайдановцев, от правительства и Кремля, озадаченных парадом, но не ветеранами, мы проводили Елену Мироновну Малютину. Она могла бы дожить до 70-летия победы. А то и больше.
Но волна патриотизма как-то прошла мимо неё. Она сама для себя ничего не просила. Работала в советские годы в библиотеке с зарплатой около 80 рублей. Герой войны, легендарный летчик, невероятная женщина… Из всего полка в живых осталась лишь одна — штурман Галина Брок-Бельцова. Из всего полка.
Обращаюсь к патриотам: прежде чем пиариться, пилить бюджеты, получать за углом по тыще на нос за стояние на патриотических митингах, посылать меня в Израиль или куда подальше, почитайте воспоминания Малютиной. И, может быть, хоть часть внимания, денег и вашего патриотизма перепадет тем ветеранам, кто еще жив.