Центр Киева — замечательное место. Это красивый современный европейский город, который особенно предпочитают туристы, в первую очередь из России. Уютные кафешки, рестораны и магазинчики наполняют его, но, к сожалению, большинство из них пустуют. Город живет в двух реальностях: Майдан и остальная часть города. Все остальное ведет свою неспешную гражданскую жизнь, в то время как Майдан становится генератором политической атмосферы и напряженности, охватывающей весь город.
Оппозиция уже не посещает Майдан, но с настороженностью следит за происходящим. За эти месяцы я стал свидетелем множества изменений в сознании людей и их настроениях, изменения на Майдане, пронизанного кровью и болью. Я обращаюсь к нашим «журналистам и аналитикам» с просьбой: остановитесь и не говорите о том, что не видели своими глазами. Ваши слова лишь углубляют трещину между странами, так что не ссылайтесь на «знакомых знакомого». Хотя мое отношение к Майдану остается крайне негативным, текущая ситуация требует осмысленного подхода в словах и действиях.
Майдан и его обитатели мобилизуют силы на возможную войну, реальность которой воспринимает значительная часть населения. Если раньше врагом был Янукович, то сейчас это исключительно Россия под руководством ВВП. Майдан превратился из западного проекта революции в реальный центр мобилизации для многих украинцев, готовых идти на войну и приезжающих сюда со всех уголков страны.
Я прошелся по центру города от станции Театральная до Хрещатика, что составляет около 2 км. Баррикады и палатки напоминают о трех месяцах противостояния. Некоторые уже начали разбирать, но активисты Майдана категорически против этого, утверждая, что еще не время. Люди в касках и с дубинками исчезли, но появились новые лица в форме и камуфляже. У некоторых я видел пистолеты и ружья, которые переносили в чехлах.
На Хрещатике идет запись в отряды «Правого сектора» и «Национальную гвардию». Множество группок ведут ожесточенные споры не о политических платформах или экономической ситуации, а о тактике и методах борьбы с «оккупантами», как сейчас называют Россию. Грустно наблюдать за всем этим. Путей решения катастрофы пока никто не предлагает, и остается лишь следить за новостями, которые обрушиваются лавиной каждую минуту, и, как правило, имеют крайне негативный характер.
Отношения между Киевом и Москвой вступили в суровую зиму; образовавшийся лед, как я уже отмечал, продлится десятилетия. Это плата за Майдан и «печеньки Госдепа». У меня есть вопрос, который я задаю в беседах: «Если бы украинцам показали текущее состояние страны, поддержали бы они Майдан?». Уверен на 200% — НЕТ. И это лишь начало…
Сегодня предложили ввести визовый режим для россиян, о чем я предположил буквально вчера, хотя не верил в это. Думаю, фотографии лучше всего расскажут о том, что я сегодня увидел. Вот такие новости читают киевские водители в газетном ларьке около метро «Нивки», куда я спускался в метро. Основная тема — Крым. Рядом находится офис Сбербанка России, который продолжает работать.
Сотрудники ДАИ вновь вышли на улицы города, а по всему Хрещатику висят плакаты к 200-летию Шевченко. Экспонаты будущего музея Майдана вызывают интерес. На баллонах с газом можно видеть надпись «Народный миномет», сделанную местными умельцами. Центральный офис «Киевстара» стал офисом для «Правого сектора», а неподалеку продается горячая украинская кукуруза по 10 гривен.
Другие офисы ПС расположены в шаговой доступности, и запись в «Национальную Гвардию» идет буквально рядом. Сувенирщики продолжают зарабатывать, несмотря на сильную конкуренцию. После 8 Марта цветочный бизнес работает на 100%. Брусчатка на улицах не будет восстановлена в ближайшее время. Вероятно, что женщина с плакатом не сама его распечатала — агитация здесь очень развита.
Тема всех бесед одна — возможная война. Человек с ружьем (оно в чехле за спиной) говорит о будущем. Красные точки на здании символизируют раны или погибших людей, как мне объяснили. Елка, которую все еще помнят, уже без плакатов с Юлией Тимошенко — о ней здесь позабыли. Идут интервью с местными поэтами и рассказчиками о «днях суровых»…
Народная майка отражает общественные настроения. Мой прежний прогноз не сбывается: Евромайдан жив, но страна на грани гибели, как свидетельствуют надписи на Рейхстаге. Хочется верить, что в Украине останутся «голуби мира». Вот такой он, Евромайдан-шайтан. Избежать этого лабиринта будет очень трудно, но возможно ли это?