Киев живет на двух берегах Днепра. Когда я приехал в Киев пару лет назад, все рекомендовали правый берег, в то время как левый считался домом рабочего класса, приезжих и наркоманов. Стереотипы, конечно, но они существуют. Я провел пару лет на левом берегу и, в общем, не заметил страшилок, которыми меня пугали (за исключением поцарапанной и облитой кислотой машины). Тем не менее, стереотип сработал, и при поездках в Киев по делам я предпочитаю правый берег. В Петербурге и Москве с этим проще: есть Питер и Москва, а есть все остальное — так, по крайней мере, говорят в народе.
Проводя большую часть времени в Питере, меня всегда «напрягает» развод мостов, но утром они все равно соединяют город. Москве в этом плане повезло больше. Что уж говорить о Украине в целом, если в столице деление есть на правый и левый берег (при этом мостов много и они не разводятся)? Запад по левую сторону Днепра, а Восток по правую. Киев. Южный мост. Еще три недели назад это деление казалось довольно условным и было больше в головах российских политологов и журналистов, оценивающих перспективы конфликта в стране с точки зрения выбора вектора развития и движения в ЕС или ТС. Однако теперь мы видим, как конфликт стал набирать обороты на Майдане, Грушевского, а затем после «победы» Майдана.
Сегодня страна фактически разделилась на Материковую Украину и полуостров Крым. Фактор Крыма, в свою очередь, сблизил позиции Востока и Запада в отношении к своей стране и происходящим событиям. Слушая выступления вчерашних непримиримых противников из различных политических партий, я вижу, как вопрос референдума в Крыму и угроза раскола страны смогли их сплотить. Определенно присутствует пропаганда и дезинформация — и много. Теперь Янукович и его окружение отошли на десятый план в информационном поле Украины. У правительства было три серьезные проблемы, одну из которых удалось решить, а две остальные, похоже, практически не разрешимы.
Что же удалось сделать? Создали «Национальную Гвардию», которая должна заменить или стать аналогом Внутренних войск, но с расширенными полномочиями. Основной костяк предполагается формировать из сил «самообороны Майдана». Скучающие бойцы стали реальной угрозой политической и общественной стабильности. Факты мародерства и насилия вызвали резкую критику происходящего в Украине со стороны России. Две другие проблемы также целиком связаны с Россией: референдум в Крыму и приток денежных средств в экономику страны. Референдум пройдет, и его результат уже понятен. А вот экономическое сотрудничество с Россией стремительно падает. Оно оказалось решающим в поддержке не модернизированной украинской экономики. Запад пока только обещает, но реальных шагов не делает. Денег нет, но иностранные проповедники есть.
В стране уже начались массовые сокращения сотрудников и закрытие компаний. В Киеве рынок аренды просел на 20-30%, люди начинают «уезжать» из Киева. Например, если аренда однокомнатной квартиры на правом берегу раньше стоила около 500 у.е., то теперь, с учетом «просевшей» национальной валюты и уменьшившегося спроса, аналогичное жилье можно снять за 300 у.е. Это опасно, так как Киев, будучи городом приезжих, начинает терять средний класс и специалистов. На плаву еще держатся IT-сектор, производители, ориентированные на западные рынки, и некоторые сырьевые экспортеры. Банковская, розничная и ресторанная сферы стремительно рушатся.
Сокращения уже начались в январе, но большинство компаний предупредило сотрудников о возможных увольнениях с 1 апреля. Мое общение с рядом руководителей банковского и розничного секторов показывает, что с начала года численность персонала уже уменьшилась на 10-15%, а с апреля еще на 15-30%. В некоторых компаниях сокращения составляют до 50%. Аналогично реагирует рынок коммерческой недвижимости Киева. Арендаторы пытаются удержать, предлагая скидки и арендные каникулы. Но нет продаж, нет денег — с вещами на выход.
Еще один интересный сегмент — такси. Люди стали ездить значительно меньше. Таксист, который меня вез, пожаловался на падение выручки, особенно в ночное время. Многие лишившиеся работы, но имеющие автомобили, создают серьезную дополнительную конкуренцию увеличившемуся предложению. Правительство пытается сократить государственные затраты, и это правильно. Объявленные сокращения в марте по министерствам и ведомствам достигают 20-30%. Но куда пойдут эти люди? Из каких средств им платить выходные пособия? Одна из сотрудниц «Фонда труда и занятости» недавно сказала, что денег на пособия нет, только на минималку (1000 грн или 100 $).
Интересный факт, которым поделился мой приятель, занимающийся импортом кухонного ширпотреба и техники: таможня стала «прозрачной», и оформление контейнера занимает всего несколько часов, без взяток. Это радует, коррупция уменьшилась, но что делать, если спрос на завезенные товары стремится к нулю? Экономика Украины без российских денег не выдержит — с этим согласны многие специалисты. Западные деньги пока кажутся призрачными, и придут не в виде налички, а в форме целевых кредитов на системные проекты, результаты которых почувствуются не скоро. И вот возросла цена на газ с 1 апреля… возможен переход на предоплату.
Таким образом, вопросы потери Крыма и российских инвестиций на фоне волнений на Востоке страны могут привести к фатальным последствиям, пока европейские и американские «товарищи» будут заниматься словоблудием. Им Украина без российских денег не особенно нужна — максимум, как площадка для расширения НАТО. Эти два танка в Киеве стали символом мира. Сохранится ли мир на этой земле? Надеюсь. Что делать? Согласиться с потерей Крыма (в конце концов, эта земля принадлежала России), попытаться восстановить диалог с Россией, предоставив политические и экономические гарантии российскому капиталу и бизнесу. Увы, это крайне неприятное решение, задевающее национальную гордость украинцев, но за «Майдан» надо платить.