В Киеве почти 6 утра. На улице -20°C. Только что вернулся с места боев. Они начались… По пути на Грушевского увидел милицейский автобус с сопровождением, который въехал на Днепровскую набережную. Видимо, это подкрепление. На Европейской площади образовался каток. Начавшиеся боевые действия и подожженные покрышки по периметру заставили военных включить два водомета на полную мощность. На Грушевского начали строить лагерь. Протестующие с штурмом взяли высоту на территории стадиона, и военные были вынуждены отступить. Все горит. Строят дополнительные баррикады. Вокруг взрываются гранаты, стреляют патронами со слезоточивым газом. Протестующие отвечают залпами больших фейерверков. На военных летят шары огня и взрываются. Я схватил большую дозу газа, обращаясь в медпункт. Мне дали абсорбент и прокапали глаза. Собрался уходить, когда привели первого раненого от гранат. Мужчина улыбался и бодрился, несмотря на дырку в спине. Медики работают очень слаженно и четко. В помещении четыре стола готовы принять раненых, стулья для пострадавших от газа, где им оказывают первую помощь. На столах огромный запас медикаментов и инструментов. В основном, это молодые ребята и девушки 20-23 лет под руководством старшей девушки медика, которая просит не снимать лица по возможности. Еще один раненый. Его сильно контузило и ударило взрывной волной в ноги. Бойцы сильно мерзнут. Им раздают согревающие стельки для обуви. Женщины разносят горячее второе, бутерброды и чай. Группы барабанщиков выбивают слаженную дробь, подбадривая людей на баррикадах. Военные стреляют, но за завесой плотного черного дыма на той стороне никого не видно. Не уверен на 100%, но сегодня может быть штурм. Возможно, военные решат штурмовать не в лобовую, а в обход. Тылы и бока протестующих полностью открыты. Я решил вернуться, чтобы успеть сдать на сайт материал и лечь отсыпаться…
Эту часть я написал до своей ночной поездки на Грушевского. Здесь мои выводы о ситуации на баррикадах и дневной фоторепортаж за 24.01.2014. Верхняя часть материала полностью подтверждает то, о чем я написал ниже.
Перемирие на баррикадах Грушевского временное. Так, по крайней мере, думают бойцы на баррикадах. Вчерашние переговоры сильно разочаровали протестующих. Стремление оппозиционной тройки найти компромисс с властями не привело к ожидаемому результату. Тройка пытается имитировать контроль ситуации на баррикадах, но это не удается. Я сегодня провел здесь около 9 часов и поговорил со многими людьми. Именно здесь, вопреки всей логике и желанию властей и оппозиции, принимается решение о том, «что делать и как». Очень важно почувствовать настроения людей, что, увы, из кабинетов и страниц в сетях не понять. Если раньше я крайне негативно относился к Евромайдану и «ряженым» персонажам, то сейчас вынужден признать, что многие участники этих событий хотят перемен и готовы отдать свои жизни, я уверен. Но я не согласен с их методами достижения целей. Так, сегодня, около костра, где собралось человек 10, я завел разговор о Лидере. Многие были согласны, что его просто нет. Все ждут, что он вот-вот родится. На мой вопрос про троицу, я от всех услышал пару слов матом о их сексуальной ориентации… Только один вспомнил о Юлии, но его многие не поддержали. На мой вопрос «Кто?», ответ был: «Да хоть ты, если нам скажешь, как делать и как победить в борьбе за свободу. Мы хотим жить в нормальной стране». Так же думают и многие другие участники событий, с кем я общался на баррикадах. Нет Лидера. Кличко, Тягнибок и Яценюк подорвали к себе доверие за эти два месяца. Но, признаю, что к Виталию у народа на Евромайдане еще есть какой-то уровень доверия. Проблема Лидера чувствуется во всем. Народ понимает, что его хотят в очередной раз обмануть. Кто-то еще стоит около сцены на Майдане, поет гимны, но радикальное крыло уже готово к действиям. Так, сегодня пять областей фактически вышли из-подчинения киевских властей. В некоторых областях милиция объявила, что она с народом. «Народная Рада» приняла постановление создать народные пункты самообороны в каждом населенном пункте. Таким образом, оппозиционная троица пытается возглавить протестные движения в областях западной части страны. Но я уверен, что это попытка показать, что они контролируют ситуацию, хотя, увы, мое общение с некоторыми лицами в Тернопольской и Полтавских областях говорит о том, что это им не удастся. На Западе страны, безусловно, огромное влияние оказывает партия «Свобода». Возможно, Тягнибок смог бы там возглавить ситуацию, но он не может потерять контроль в Киеве. Сейчас они союзники, но понимая, что теряют свои позиции, возможен раскол. Но вернемся в Киев. Здесь за сутки произошли серьезные видимые изменения: пока оппозиционеры переговаривались, жители баррикад не спали, а наращивали свое присутствие.
Во-первых, созданы четыре уровня обороны. Первый из сгоревших машин и автобусов: в них заложены покрышки и канистры с горючим. Некоторые машины связали проволокой, чтобы их сразу не растянули при штурме. Между первым и вторым уровнями, который сделан из мешков со льдом высотой около 3-4 метров, установлены катапульты и оперативные запасы с бутылками. Этот участок, видимо, для самых отчаянных. На крышах сгоревших машин и автобусов стоят самые активные и всячески провоцируют военных. Мне удалось забраться на крышу автобуса, ближе не подойти. Военные готовы в любой момент открыть огонь на поражение. Эта катапульта бьет на 100-150 метров. Тысячи покрышек были собраны по городу. Также создана стена из покрышек за входом на стадион. Тут же огромное количество горючих материалов. Из оружия — камни, бутылки и пращи, которые могут метать на 50 метров. На посту стоит молодой киевлянин, ему 16 лет. Скромный парень, говорит, что тут три дня, воевал, пока не страшно, родители не знают, что он здесь. На третьем уровне обороны стоят активисты. У многих в руках вилы. Сегодня их сюда завезли около ста штук, чтобы «посадить власть на вилы». На баррикадах также уложены запасы камней и бутылок с горючкой. На третьем уровне тоже есть катапульта. Так старая дверь стала грозным и опасным оружием. Сегодня на баррикадах я впервые услышал горн. Это навеяло чем-то революционным. Когда горн играл, весь народ замер, а потом под него спели гимн Украины. На четвертом уровне находятся вспомогательные службы обеспечения горючим, камнями. На месте маленького ящика, где хранили запас горючих смесей, теперь раскинулся шатер. А это то, что тут было день назад… Запасы регулярно пополняют канистрами и бутылками киевляне. Несколько бойцов собирают готовые зажигательные снаряды. Ребята тут же и спят, хоть и холодно, соорудив из урны и камней подобие камина. Киевляне приносят вещи и еду. Одна из женщин пришла с целой сумкой шапок. На улице холодно, а многие оделись недостаточно тепло.
Некоторые фото: Все место противостояния 100м на 100м. Медики постоянно находятся на баррикадах. У многих проблемы с глазами и дыханием от горелых покрышек. Журналистка из SKY NEWS сняла сюжет про мою Мушку. Эта маленькая собачка растапливает самые суровые сердца революционеров и военных. Она стала для многих одним из символов баррикад. Маленькая и смелая, она побывала в самых горячих точках противостояния, была под обстрелом, чтобы получить фото для наших сюжетов. Теперь для украинцев это не просто флаг, это символ перемен и борьбы.
Сейчас 2 часа ночи по киевскому времени. Еду на баррикады. Там опять начались военные действия. Мне позвонили и сказали, что началась стрельба. Видимо, мирные переговоры не состоялись. Это было ясно с самого начала. Протестующие настроены решительно. Мнение троицы тут мало кого интересует. Но Лидера нет…